Кадр из фильма «Сто лет тому вперед», реж. Александр Андрющенко, 2024
В российский прокат вышел фантастический фильм по мотивам одноименной повести советского фантаста
Кира Булычёва «Сто лет тому вперед». Режиссер
Александр Андрющенко отходит от первоисточника и переносит события в наши дни. Рассказываем, почему фильм всерьез претендует на звание лучшего отечественного блокбастера года.
Коля Герасимов (
Марк Эйдельштейн) живет с мамой в одной из чертановских хрущевок, страдает от безответной любви к однокласснице, терпит буллинг и пишет рэп. Ничего необычного здесь не происходит до тех пор, пока подросток в результате очередной хулиганской проделки не оказывается в школьной подсобке. Опустошив загадочный тайник, спрятанный под настенным портретом Ньютона, Коля обнаруживает неизвестное устройство, которое чудесным образом отправляет подростка на 100 лет в будущее.
Click to view
Марк Эйдельштейн («Монастырь» и
«Смычок») - не единственная молодая звезда фантастического блокбастера Александра Андрющенко. Компанию ему составляет
Даша Верещагина (
«Оффлайн»,
«Секс. До и после»), исполнившая роль современной Алисы Селезнёвой. Как и Коля, Алиса ходит в школу и переживает типичные подростковые трудности. Например, конфликтует с профессором-отцом (
Константин Хабенский), пытаясь выйти из-под родительской опеки. Разве что мечты о военной академии не вписываются в образ среднестатистической девочки-подростка, но и это объяснимо. Вот уже много лет Алиса живет верой в то, что ее давно исчезнувшая мама Кира (
Виктория Исакова), героически сразившая пиратского предводителя Глота (
Юра Борисов), всё еще жива, оставаясь где-то в ином времени. Встреча с Колей дарит юной воительнице возможность найти Киру и кучу других забот в придачу.
Устройством, найденным Колей в подсобке, оказался космион - прибор, работающий как машина времени. Спрос на космион большой: с помощью него Алиса должна спасти мать, а пираты - свое будущее. Некогда лишенные власти Глот и Весельчак У (
Александр Петров) планируют восстановить прежние позиции, вернувшись к началу - к моменту, определившему будущее межгалактического мира. Соприкоснувшись с кровью нового обладателя, космион растворяется в его теле, превращая носителя в невольного транспортировщика. Теперь при сильном эмоциональном потрясении Коля совершает перемещения во времени, затягивая в межгалактический водоворот и друзей, и врагов.
В последние годы, как и в далекие 1980-е, спрос на прозу Кира Булычёва вырос многократно. Однако переснимать драгоценную советскую классику никто не планировал: фильм «Сто лет тому вперед» сильно отличается от одноименной повести и совершенно не похож на культовый телесериал
«Гостья из будущего» 1985 года. Гораздо сильнее на новом проекте сказалось влияние комиксовой культуры - не зря фильм можно справедливо сравнивать с продукцией Marvel. Если и устраивать подобные спарринги, то «Сто лет тому вперед» держится уверенно и почти на высоте. Спецэффекты на уровне, запал бодрый, смонтировано лихо. Последнее совсем неудивительно при беглом знакомстве с фильмографией режиссера: Андрющенко, много лет выступавший продюсером на крупных российских проектах (
«Притяжение»,
«Лед», «Чики»), начинал как монтажер еще на
«Русалке» Анны Меликян.
Однако спецэффектами и монтажом в современном кино не удивишь: нужны козыри, и «Сто лет тому вперед» может запросто блеснуть парочкой. Первое, что дает 100 очков вперед, - яркие персонажи. В кино злу и так положено быть обаятельным, но если за его воплощение отвечает Александр Петров - актер несколько замыленный, но, бесспорно, талантливый, - противостоять ему становится сложнее. Его Весельчак, несмотря на странные трансформации, внезапный героизм и переигрывание, частенько напоминает булгаковского Коровьева, зрителю однозначно запомнится и не раз его рассмешит. Но интереснее герой Юры Борисова - влиятельный пиратский предводитель, внешне поразительно похожий на Харконнена из вильнёвской
«Дюны». Глот умен и расчетлив, держит связь с космосом и никогда не вступает в схватку лично, так как легко порабощает волю другого. Борисов успешно избавляется от налета комизма, характерного для отечественных антагонистов, и создает более сложный образ зла, нейтрализующего любое сопротивление, готового погибнуть во имя цели, уважающего своих оппонентов и даже не лишенного некоторого извращенного благородства.
Другим важным достижением картины стал броский визуальный нарратив. Помимо блеклых персонажей, российское кино частенько страдает безвкусицей и непониманием стилистических канонов. Однако «Сто лет тому вперед» и здесь не проигрывает. Создатели не скрывают увлечения наследием предшественников (бесконечные отсылки к фильмам
Пак Чхан-ука,
Ридли Скотта,
Алекса Гарленда и, конечно,
Дени Вильнёва не дают об этом забыть), но постмодернистская окрошка из культовых авторских боевиков, фэнтезийных эпиков и супергеройских франшиз выглядит уместно и невычурно. Важнее, что режиссер не скупится использовать разные способы визуального повествования: ломает четвертую стену (кивок «Дэдпулу»), вводит стильные горизонтальные панорамы (привет «Олдбою»), чередует выразительные контрастные ракурсы и в целом не сидит на месте большую часть фильма, сдавая в качестве только ближе к финалу.
«Сто лет тому вперед» - достойное аттракционное кино, несовершенное, но захватывающее и качественно сделанное. Амбиции у проекта скромнее, чем кажется, - так же, как и у его героев: на спасение мира никто не претендует (спасти бы родное Чертаново), но индустрии помочь в силах. Закрыв глаза на циничные заимствования и сюжетную путаницу, можно вполне получить удовольствие от взлетов и падений, пространственно-временных разрывов и вечной одиссеи по фантастическим измерениям. Поиск отсылок - тоже увлекательное хобби (где, как не в отечественной кинофантастике, могут соседствовать прототипы Боромира и Джона Сноу). Традиция превращать советскую классику в современный блокбастер всё еще безотказна - равно как и слепая вера в счастливый финал: деревья вырастут, машины взлетят, жизнь наладится. Преступники станут героями, а Москва - еще краше.
Текст: Валерия Косенко
Ещё больше материалов читайте в нашем
блоге.