Кадр из фильма «Зеленая миля», реж. Фрэнк Дарабонт, 1999
«Оскар», несмотря на статус главной кинопремии, давно не претендует на объективность в отборе. Слишком часто академики совершали ошибки, пренебрегая большим кино в пользу сиюминутных и ныне забытых картин. Однако так было не всегда. История непростительных проигрышей полна нюансов: иногда фильмы проигрывали в честной схватке, иногда при крайне необычных обстоятельствах, а иногда и вовсе не были допущены в число номинантов. Вспоминаем яркие примеры несправедливости оскаровской гонки, а также культовых авторов, обделенных вниманием академиков.
«Терминатор 2: Судный день» Культовый сиквел «Терминатора», по мнению многих, превзошедший первый фильм франшизы. Спустя десять лет после покушения на Сару Коннор (
Линда Хэмилтон) Скайнет направляет в прошлое нового, более мощного киборга для убийства Джона Коннора (
Эдвард Ферлонг) - сына Сары и будущего предводителя восстания, выступившего против смертоносных машин. Киборг Т-1000 (
Роберт Патрик) - по всем параметрам совершенный образец техногенного будущего, способный менять обличия, устранять повреждения и мимикрировать под окружающий мир. Однако вместе с ним в 1995-й прибывает и уже знакомый зрителю киборг Т-800 (
Арнольд Шварценеггер), который, вопреки всем ожиданиям, прислан защищать юного Джона Коннора. Финальная схватка машин должна определить судьбу человечества.
«Судный день» - хрестоматийный пример того, как за привычной жанровой маской скрывается глубокое исследование человеческой природы и ее нестабильных перспектив. «Терминатор 2» включает в себя острые социальные метафоры (киборг-убийца оборачивается полицейским), галерею ярких незабываемых персонажей (Шварценеггер, к примеру, сумел запомниться как воплощение добра и зла одновременно), а также небывалые до того бюджет и эксперименты с компьютерной графикой. Не сумев оценить подлинный масштаб фильма как исторического и культурного события, академики удостоили картину лишь технических номинаций.
Смотреть в Okko «Разговор»
Гарри Коул (
Джин Хэкмен) - профи прослушки и самый большой знаток записывающих устройств на Западном побережье Америки. Для него нет ничего невозможного: опыт и мастерство позволяют прослушать разговор человека, находящегося в любых условиях. Крупный бизнесмен заказывает Гарри записать беседу пары, гуляющей по людной площади. Герой отлично справляется с заданием, но, работая с записью, узнает о планируемом убийстве и впервые чувствует себя потенциальным соучастником. Терзаемый чувством вины, неизвестностью и паранойей Гарри пытается разобраться, что в действительности было записано на пленку.
Момент, на котором «Разговор» проиграл все свои статуэтки, воистину исторический. Ведь тогда
Коппола проиграл не кому-то, а… себе. В том же году в оскаровской гонке участвовала и культовая гангстерская сага «Крестный отец 2», забравшая награды почти во всех главных номинациях. «Разговор» не стал визитной карточкой режиссера, однако многие считают его лучшей картиной итало-американского мастера, за которую автор впервые удостоился главной награды Каннского кинофестиваля. В случае с Копполой «Оскар» не единожды идет вопреки выбору Канн. Схожая судьба постигнет и выдающийся эпик
«Апокалипсис сегодня»: фильм проиграл на «Оскаре» во всех основных номинациях, кроме операторской, но получил «Золотую пальмовую ветвь» на Лазурном Берегу.
«Гражданин Кейн»
Крупнейший медиамагнат Чарльз Фостер Кейн (
Орсон Уэллс), его прототип - Уильям Рэндольф Хёрст, умирает в одиночестве в огромном замке, окруженный драгоценными реликвиями. В прессу проникают загадочные подробности последних минут Кейна, а именно - слово, слетевшее с губ умирающего: «розовый бутон» (rosebud). Журналисты в поисках ответа, что же это могло значить, начинают расследование обстоятельств жизни Кейна. Корреспондент Томпсон (
Уильям Олленд), обращаясь к друзьям и знакомым медиамагната, восстанавливает события, постепенно собирая из разрозненных свидетельств противоречивый портрет личности бизнесмена, который при этом никак не приближает его к разгадке таинственного розового бутона.
Сегодня «Гражданин Кейн» - не просто шедевр кино, но и его величайший образец, по мнению множества авторитетных изданий. Однако в 1942 году премия отметила картину лишь наградой за лучший оригинальный сценарий из восьми номинаций, отдав статуэтку за лучший фильм и режиссуру
Джону Форду за «Как зелена была моя долина». Тем не менее именно «Кейн» навсегда изменил киноиндустрию, открыв миру экспрессивные нижние и верхние ракурсы, нестандартные монтажные переходы, коллажное повествование и множество других формальных приемов. Другие шедевры Уэллса (например, «Печать зла») были также лишены признания академиков.
«Славные парни»
Подросток Генри Хилл (
Рэй Лиотта) растет на улицах Бруклина бок о бок с мафиозной группировкой и мечтает стать гангстером. Познакомившись с главой местной банды Полом Сисеро (
Пол Сорвино), Генри сближается с криминальным миром и сам становится его частью. Спустя годы он вместе с друзьями Джимми Конвеем (
Роберт Де Ниро) и Томми Де Вито (
Джо Пеши) лихо справляется со всеми грязными делами, убивая и деля награбленное. Но однажды романтизированный криминальный мир показывает ему свою изнанку.
По части игнорирования «Оскаром» любых авторских достижений
Скорсезе даст фору многим (кроме
Кубрика и
Хичкока). За культового «Таксиста» выдающийся итало-американский режиссер даже не был номинирован, впрочем, как и за многие другие свои картины. «Славные парни» принесли Джо Пеши статуэтку за лучшую мужскую роль второго плана, однако все главные номинации проиграли режиссерскому дебюту
Кевина Костнера «Танцующий с волками». «Славные парни» - и вне напрашивающихся сравнений культовое кино, давно доказавшее свою исключительность. Картина стала не только вершиной режиссерского мастерства Скорсезе, но и образцом виртуозного художественного повествования, не отпускающего зрителя ни на минуту.
«Зеленая миля»
Пол Эджкомб (
Том Хэнкс) - надзиратель в тюремном блоке заключенных, ожидающих смертной казни. Каждый из смертников проводит здесь последние часы жизни перед электрическим стулом, предварительно пройдя по «зеленой миле» - коридору с выкрашенными в зеленый стенами. Однажды в блок приводят необычного заключенного - крупного добродушного Джона Коффи (
Майкл Кларк Дункан), осужденного за изнасилование и убийство двух девочек. Постепенно обитатели блока узнают, что Джон обладает сверхспособностью и умеет лечить прикосновением рук.
«Зеленая миля», так же как и другая культовая лента
Фрэнка Дарабонта «Побег из Шоушенка», - еще одно уязвимое место в истории «Оскара». Фильм не выиграл ни в одной из четырех номинаций, в которых был заявлен, не попав ни в категорию «Лучшая режиссура», ни в «Лучшую мужскую роль». Сегодня обе картины - постоянные участники зрительских топов, по сей день поражающие диапазоном и эмоциональным воздействием.
«Однажды в Америке»
Еще один культовый криминальный эпос и самая многострадальная картина выдающегося мастера
Серджио Леоне. Четверо друзей из еврейского квартала, поклявшись друг другу в верности, объединяются в группировку, убирают конкурентов, открывают подпольный бизнес и становятся бенефициарами эпохи сухого закона. Однако случается трагедия, живым из которой выходит только один из товарищей. Спустя много лет выживший участник событий по кличке Лапша (
Роберт Де Ниро), терзаемый чувством вины за свое непреднамеренное предательство, возвращается в город, ведомый загадочными знаками.
Прокатная судьба «Однажды в Америке», возможно, одна из самых печальных в истории кино. Фильм годы шел к своему зрителю, виной чему - нечуткость и недальновидность продюсеров. Сначала было принято решение перемонтировать материал, полностью уничтожив авторскую концепцию, форму и главную сюжетную интригу. В результате фильм провалился в прокате и был растерзан прессой, из-за чего даже не претендовал на участие в наградном сезоне. Только спустя годы при содействии
Мартина Скорсезе и Роберта Де Ниро картину удалось восстановить почти так, как ее задумывал Леоне, сохранив солидный хронометраж. В истории «Оскара» отсутствие «Однажды в Америке» в главной номинации осталось одним из самых крупных казусов премии.
«Головокружение»
Очередная классическая картина
Альфреда Хичкока, проигнорированная Академией. Сыщик Скотти Фергюсон (
Джеймс Стюарт), подавший в отставку из-за боязни высоты, соглашается на просьбу старого приятеля последить за его женой Мэделин (
Ким Новак), у которой есть суицидальные наклонности. По мере слежки Скотти всё больше интересуется странным поведением незнакомки, пока однажды и вовсе не спасает ее от самоубийства. Влюбившись в Мэделин, Скотти становится заложником ее образа, оставаясь верным ему даже после трагической гибели девушки.
Как и в случае с «Однажды в Америке», «Головокружение» не просто осталось без наград, но даже не получило номинаций. Та же судьба была уготована и другим культовым картинам Хичкока: «Психо» и «Окно во двор». «Головокружение» было воспринято прохладно как зрителями, так и критиками. Только время расставило всё по своим местам. В 2012 году издание Sight and Sound опубликовало топ лучших фильмов в истории по мнению кинокритиков, где впервые за полвека «Гражданина Кейна» с первой строчки сместила эта культовая лента Хичкока.
«С широко закрытыми глазами»
Супруги Элис (
Николь Кидман) и Билл (
Том Круз) Харфорд производят впечатление крепкой и счастливой пары, однако при первом же интимном разговоре в их отношениях обнаруживается пропасть невысказанных чувств, обид и подавленных желаний. Признавшись мужу в почти случившейся измене, Элис разжигает очаг ревности в душе партнера. Теперь где бы ни был Билл, навязчивая мысль о потенциальной супружеской неверности жены терзает его, превращаясь в параноидальные сновидческие видения.
Практически любой фильм режиссера-перфекциониста
Стэнли Кубрика мог бы послужить примером оскаровской несправедливости. «Заводной апельсин», к примеру, так и не получил заветной статуэтки, а культовая фантастическая лента «2001 год: Космическая одиссея», на годы вперед определившая образ космоса в кино, отмечена лишь за визуальные эффекты. Глубокая психологическая драма и заодно последний фильм Кубрика «С широко закрытыми глазами» также не был удостоен участия в оскаровской гонке, снискав самые неоднозначные отзывы американской прессы. Одни клеймили картину устаревшей, другие - венцом творчества Кубрика. Чем больше проходит времени, тем сильнее убеждаешься в последнем: режиссер создал уникальное художественное полотно, исследующее тонкости отношений мужчины и женщины на грани сна и реальности.
«12 разгневанных мужчин»
12 присяжных собираются в совещательной комнате, чтобы вынести приговор молодому человеку, обвиняемому в убийстве своего отца. Каждый из мужчин не столько уверен в вине подсудимого, сколько хочет быстрее закрыть дело и пойти домой. Лишь заседатель под номером восемь (
Генри Фонда) сомневается в справедливости приговора, высказывая свои предположения остальным. Вопреки злости и раздражению, мужчины постепенно прислушиваются к «номеру восемь». Чем больше подробностей убийства открывается в процессе обсуждения, тем сильнее присяжные убеждаются в невиновности подсудимого.
«12 разгневанных мужчин» - каноническая юридическая драма
Сидни Люмета, определившая законы жанра, а также вечный претендент на звание лучшего фильма в истории по версии множества опросов. Несмотря на это, картина проиграла во всех трех номинациях, куда попала, пусть и достойному сопернику - эпическому блокбастеру
Дэвида Лина «Мост через реку Квай». При этом фильм одержал победу на длинной дистанции: спустя более чем полвека картина по-прежнему не потеряла в актуальности, мастерстве и выразительности актерской органики.
«Отрочество»
Ричард Линклейтер, известный нежной трилогией о любви «Перед…», на протяжении 12 лет снимает процесс превращения школьника Мейсона (
Эллар Колтрейн) во взрослого 18-летнего юношу. Жизнь подростка наполнена типичными для его возраста событиями - конфликтами с родителями, переживаниями из-за отношений, мимолетными увлечениями. Личная история взросления разворачивается на фоне культурных, политических и социальных изменений, произошедших в мире за годы съемок.
«Отрочество» - беспрецедентный кинороман воспитания и хроникальное изложение жизни. Линклейтер умело фиксирует не просто время, а ускользающий неповторимый момент, существующий только здесь и сейчас. Фильм известен многолетней историей съемок, ставшей основой художественного замысла всего произведения: проследить историю взросления героя вплоть до мельчайших нюансов. Несмотря на смелость эксперимента (и продюсеров), «Оскар» предпочел отдать статуэтки «Бёрдмэну», оставив «Отрочеству» лишь одну - за женскую роль второго плана (
Патриша Аркетт). Тем не менее «Отрочество» моментально взошло на пьедестал культового семейного кино: воспитывающего, просвещающего и пробуждающего к сопереживанию.
Текст: Валерия Косенко
Ещё больше материалов читайте в нашем
блоге.