Кадр из фильма «Продавцы боли», реж. Дэвид Йейтс, 2023
Режиссер последних четырех фильмов о Гарри Поттере, а также серии «Фантастические твари» переключился на криминальный жанр. «Продавцы боли» с
Эмили Блант и
Крисом Эвансом в главных ролях высвечивают неприглядную изнанку фармацевтического бизнеса и на примере одного стартапа рассказывают о том, как безответственность компаний и врачей привела к опиоидному кризису в 2010-х годах, с которым США не может справиться по сей день.
Дэвид Йейтс снял «Продавцов боли» по сценарию Уэллса Тауэра, основанному на статье и последующей книге журналиста New York Times Эвана Хьюза. Опиоидный кризис, накрывший США c 1990-х годов, вдохновляет кинематографистов с завидной регулярностью. За последние несколько лет эта тема нашла воплощение в документальном мини-сериале
Алекса Гибни «Преступление века», в драме
Дэнни Стронга «Ломка», сериале «Побочный эффект: Смерть»
Питера Берга и других картинах. Все они с разной степенью драматизма объясняют, как и почему десятки тысяч попали в зависимость от лекарств, обличают виновных и показывают трагедию жертв. Йейтс попытался найти новый подход к истории.
Мать-одиночка Лиза Дрейк (Эмили Блант) в отчаянном положении. Девушка то и дело меняет одну паршивую работу на другую, в итоге оказывается на сцене стриптиз-клуба, но и здесь не преуспевает. Жизнь Лизы рушится, как карточный домик: дочь Фиби отстраняют от занятий в школе, машина ломается, родная сестра больше не разрешает спать в ее гараже. Так Лиза и Фиби оказываются в номере захудалого отеля с сомнительными постояльцами и без средств к существованию.
Но героиня не намерена сдаваться. В стриптиз-клубе она познакомилась с торговым представителем Питом Бреннером (Крис Эванс), разглядевшим в девушке талантливого продавца. Бреннер работает на небольшую и почти разорившуюся фармацевтическую компанию, которая безуспешно пытается продвинуть на рынок свой обезболивающий препарат для онкобольных. Пит лихо вносит правки в скромное резюме едва закончившей старшую школу Лизы. Он добавляет пару ученых степеней, опыт руководства фармкомпаниями и презентует новоиспеченного сотрудника своему боссу, доктору Нилу (
Энди Гарсиа) - тот, разумеется, в восторге от харизматичной красотки. С виду милый пожилой доктор вместе с препаратом продает трогательную историю его создания: его любимая жена умерла от рака в страшных муках, и теперь он хочет избавить от боли всех страждущих. Правда это или нет, но на историю пока никто не купился - стартап стремительно идет ко дну.
Чтобы компания окончательно не разорилась, Лизе нужно убедить хотя бы одного доктора выписать пациенту рецепт на их препарат. Получается со скрипом, но кругленькая сумма в первом чеке с процентами будит в девушке энтузиазм. Не прошло и месяца, а Лиза уже руководит штатом беспринципных продавцов, всех как один отчаявшихся и готовых на многое ради денег. Так, нарушая все этические нормы, компания поднимается с самого дна на вершину IPO. Купленные врачи выписывают препарат направо и налево, подсаживая всё больше пациентов на опиаты и обогащая сотрудников и владельцев стартапа, который всё больше начинает напоминать компанию Джордана Белфорта из
«Волка с Уолл-стрит».
Чтобы антигероиня Блант не выглядела совсем уж одномерной меркантильной неудачницей, вцепившейся в случайный успех, создатели фильма добавляют еще одно измерение - болезнь дочери, требующую сложной и дорогостоящей операции. Деньги становятся нужны именно в тот момент, когда и без того эксцентричному боссу совершенно срывает башню от успеха: он решает, что нужно идти дальше и впаривать лекарство даже тем, кто в нем вовсе не нуждается. Так Лиза оказывается перед нелегким выбором, а зритель волей-неволей начинает ей сочувствовать. Сможет ли схватившая удачу за хвост девушка остаться одновременно хорошей матерью и хорошим человеком?
Если с мотивацией Лизы всё более или менее ясно, то Пит Бреннер выглядит несколько недописанным. Нам не рассказывают о том, как он оказался в этом сомнительном стартапе, какие события прошлого сделали его настолько беспринципным. А самое главное - действительно ли он не понял сути эксперимента, указавшего на возможное формирование стойкой зависимости от лекарства на опиатной основе? Ответа нет, но одно остается бесспорным - Крис Эванс (снова) органично выступает в роли негодяя.
Надо сказать, «Продавцы» не слишком акцентируются на внешних сторонах и последствиях аддикции. Возможно, авторы не хотели уходить в тяжелую драму вроде «Ломки», возможно, не смогли подобрать уместный образ, который встроился бы в общее мажорное и красочное повествование в духе уже упомянутого «Волка с Уолл-стрит»
Мартина Скорсезе. Весь ужас происходящего и масштаб трагедии остаются за кадром, хотя и периодически проглядывают: то в виде рефлексии героини, то в псевдодокументальных вставках-интервью с главными героями и их жертвами. Пожалуй, самая неоднозначная сцена - когда пациенты, словно стая зомби, набрасываются на машину Лизы в надежде получить «дозу». Похожие кадры можно увидеть буквально в любом зомби-апокалипсисе. Вопрос об этичности сравнения наркозависимых людей с зомби оставим за скобками.
Тот же диссонанс вызывают выбранный создателями легкий стиль подачи и комедийная составляющая. Одно дело - смеяться над выходками обаятельного финансового мошенника, но безответственные врачи - это уже скорее трагедия, чем комедия. Докрути Йейтс контрасты, фильм мог бы стать более вдумчивым, но он держит нейтральный тон, что, впрочем, придется по душе зрителям, желающим хорошо провести время и не слишком встревожиться из-за проблем современного американского общества. Исполнительница главной роли Эмили Блант вытягивает и драматичную, и комедийную составляющие фильма, по возможности компенсируя его недочеты и затмевая на экране всех без исключения. Посмотреть «Продавцов боли» стоит хотя бы ради нее.
Текст: Александра Кушнарева
Ещё больше материалов читайте в нашем
блоге.