Как Кристен Стюарт, Галь Гадот и Сирша Ронан создают женский образ современного кино.
16+
Мы тут заметили, что в апреле родились чуть ли не все ведущие молодые актрисы мирового кинематографа: от Эммы Уотсон до Кристен Стюарт, от Эль Фаннинг до Галь Гадот.
Обычно мы стараемся не уходить в сторону от фильмов и говорить только о том, что происходит на экране. Но на этот решили рассказать о апрельских девушках, которые олицетворяют современное кино не только ролями, но и образом жизни.
Бунтарка без причины Кристен Стюарт
Полтора года назад мы опубликовали
текст о голливудских актерах и актрисах с неоднозначной репутацией, среди них была и Стюарт. Уже тогда ругать ее было дурным тоном: считаешь, что Стюарт плоха, значит, сам не смотришь ничего кроме «Сумерек». Еще в 2014-м благодаря работе в фильме
«Зильс-Мария» Оливье Ассайаса Кристен покорила Канны и стала первой американкой, получившей французскую премию «Сезар». В этом году Голливудская ассоциация прессы объявила ее главной актрисой ушедшего десятилетия. Какие еще тут нужны аргументы в пользу того, что репутация - дело наживное и поправимое.
Кинокритик Мария Кувшинова, главный российский спец по Стюарт, как-то написала, что Кристен одна из немногих голливудских звезд, которая вписывается в классические каноны этой самой звездности. С появлением соцсетей и инстаграмов актеры и актрисы стали намного ближе к зрителю. Мы постоянно смотрим сториз про укладки, тренировки и выбор одежды для церемоний, из-за чего ореол звездности напрочь исчезает. У Кристен же нет публичных аккаунтов в соцсетях: фанаты узнают всю информацию о ней из прессы и могут лишь гадать, что из написанного правда, а что мифы и легенды. Над этими мифами, как и над мемами, Стюарт периодически посмеивается в прямом эфире - в субботнем шоу Saturday Night Life, идеальном месте для ответа всей Америке. Там она, к примеру, напрямую
обратилась к Дональду Трампу, который одно время строчил бесконечные твиты про ее разрыв с Робертом Паттинсоном, и подшутила над своей ориентацией.
Кадр из фильма «Последняя роль Джин Сиберг»
Очевидно, что к выбору ролей Крис тоже стала подходить несколько иначе, возможно, именно после того важного этапа съемок у Ассайаса. Теперь все они встраиваются в ее личностный образ: интеллектуалки (научная работа о нейросетях в кинематографе, режиссура арт-проекта Come Swim), бунтарки, женской версии Джеймса Дина, которой на самом деле наплевать на общественное мнение. Американки, которую бы носили на руках представители Новой волны, если бы на дворе были 60-е. Симптоматично и то, что она исполнила роль Джин Сиберг в недавнем байопике и прошлась с New York Herald Tribune по Парижу - приняла эстафету официально.
Эта свобода в выборе внешнего вида, ориентации, поведения, авторитетов и ориентиров (интеллектуальный образ не помешал ей сыграл в простом как веник перезапуске «Ангелов Чарли») - важная черта Стюарт как представительницы поколения миллениалов. Если ты что-то из себя представляешь, то волен сам выбирать векторы и ориентиры.
Чудо-женщина Галь Гадот
Галь Гадот приходится гораздо сложнее, чем бунтаркам-интеллектуалкам. На нее с приглашением сыграть Чудо-женщину легла огромная ответственность. Но испытание первым фильмом франшизы она выдержала с честью.
Режиссером
«Чудо-женщины» выступила Петти Дженкинс, знаменитая в первую очередь тем, что в 2003 году превратила Шарлиз Терон в
«Монстра», проститутку Эйлин Уорнос, которая убивала мужчин, представляющих общество, которое ее отвергло. И если раньше борьба за права подразумевала агрессию, сейчас настало время конструктивного диалога. И Гадот ведет его в основном за пределами экрана.
© Getty images
В феврале на «Оскаре» она в компании с Бри Ларсон и Сигурни Уивер, объявляя победителя в категории «Лучший саундтрек», произнесла задорную феминистскую речь о том, как их утомило отвечать на вопросы, каково быть женщиной в Голливуде. Надо отметить, что Гадот ведет свою феминистскую борьбу тихой сапой, - зачастую просто показывая своим примером, чего может добиться женщина, которая не боится ни служить в армии, ни открыто высказывать свою позицию, ни быть такой, какой ей хочется. Так, в 2017 году Forbes
назвал израильтянку самой успешной актрисой в мире.
В ответ на возможные контраргументы Гадот уже
высказалась в интервью: «Да мне повезло, и внешность имеет свои преимущества. Но у всех нас есть мозги, и каждая может добиться того, чего пожелает». Высказывание, конечно, немного слишком в стиле комиксов DC, но что еще нужно от супергероев, как ни умение воодушевлять.
Настоящий профи Сирша Ронан
В интервью Variety после выхода «Маленьких женщин» Сирша Ронан
призналась, что отчаянно нуждалась в роли Джо Мардж и осознавала всю ответственность этой работы - ведь тысячи девочек по всему миру до сих пор равняются на эту героиню. Несмотря на то, что она боялась не найти связь с персонажем даже в работе над
«Леди Бёрд», у актрисы не было страха перед будущей ролью в экранизации романа Луизы Мэй Олкотт.
Казалось бы, удивительно: почему Ронан, на тот момент больше 10 лет успешно работавшая в кинобизнесе, не раз номинированная на «Оскар», боялась ошибиться в исполнении роли девчонки-бунтарки. Но для актрисы, игравшей и Ханну, девочку и совершенное оружие, и одну из «Двух королев», и вампиршу в «Византии», роль искреннего подростка в мамблкоровой драмеди стала большим испытанием. Здесь было не спрятаться за костюмы и постановку. Но при всей эпохальности «Леди Бёрд»,
«Маленькие женщины» оказались важней и нужней.
Кадр из фильма «Маленькие женщины»
Ронан рассказала, что вместе с режиссером Гретой Гервиг они въедливо изучили жизнь писательницы Элизабет Уолкотт и в работе над персонажем Джо Мардж взяли из судьбы романистки даже больше, чем из книжной героини. Ведь в книге Джо вышла замуж, родила детей и отказалась от писательства. А реальная романистка Олкотт осталась верна себе и сохранила за собой не только одиночество, но и авторские права на книгу. Именно такую героиню - которая знает, чего хочет, и не прогибается под обстоятельствами, давлением эпохи или общества, сняла Гервиг и сыграла Ронан. А прекрасный принц с лицом Луи Гарреля - он остается для девичьих грез и счастливых концовок в книжках. В реальности у девочек есть много дел поважнее, чем вздыхать в подушку.
При всем этом мы мало знаем о воззрениях Ронан. Так как она работает в большом кино с 12 лет и не забывает иногда возвращаться домой в Ирландию, у нее будто не остается времени, чтобы включиться в актуальную повестку дня и написать по ее поводу колонку или пост в Facebook. Она просто продолжает работать, а после фильмов раздает интервью, в которых подчеркивает: мужчины и женщины - разные режиссеры. И это потому что все люди разные, а не потому что у них разный пол.
Скоро мы увидим актрису в новом фильме Уэса Андерсона «Французский диспетчер», но Ронан уже заявила, что ей пора сделать перерыв в работе, чтобы работа в кино, которая длится для нее уже 12 лет, не превратилось в формальность. Кто знает, что на нее так повлияло: бесконечные сравнения с молодой Мерил Стрип, четвертая номинация на «Оскар» или роль Джо Мардж, которая в фильме Гервиг в какой-то момент четко поняла: не нужно гнаться за формой. Гораздо важнее делать то, что чувствуешь.
Свободная художница Джемайма Кёрк
Обладательница яркого британского акцента, Джемайма Кёрк тем не менее выросла в Нью-Йорке и ходила в школу в Бруклине. Она и выглядит как стереотипная хипстерша из Нью-Йорка, и вышла она из соответствующей богемной среды. Несмотря на то, что Кёрк художница, славу ей принесли актерские работы, основная часть из которых родилась с тандеме с лучшей подругой Линой Данэм.
Так, вместе девушки выпустили инди-фильм «Крошечная мебель», который неожиданно привлек внимание продюсеров: от канала HBO до студии Джада Апатоу. С этого и началась история сериала
«Девочки», переломного проекта на американском телевидении, который ушел далеко за пределы США. На протяжении шести сезонов, много раз меняющий настроение и способ повествования, он рассказывает о жизни четырех подруг из Нью-Йорка. Но в отличие от всех подобных шоу сериал Лины Данэм говорит с удивительно искренней интонацией. Показал девочек и людей в принципе - в калейдоскопе их настоящих проблем: с созависимостью, неумением себя вести, фиксацией на контроле.
В «Девочках» нет идеальных персонажей, как в жизни нет идеальных людей. Несмотря на то, что всё действие в нем происходит на другом конце света, идентифицировать себя с этими героями несложно - они такие же, как мы. Местами скучные, местами безумные, местами ужасно неприятные, а главное - разные. Правда, у них здорово прописаны диалоги, и снята их жизнь так, что загляденье.
Кёрк сыграла практически себя - шикарную и необузданную подругу Ханны Джессу, у которой была наркозависимость, которая умеет отлично дружить и в которой много чего намешано. Именно Джессу выбирали себе в ролевые модели настоящие девочки, которые смотрели сериал. Красотка с необычной внешностью, стильная, острая на язык, для ее героини сериал закончился настоящей, хоть и болезненной любовной историей. Но если Джесса из сериала всегда в первую очередь думала о себе (и в редких случаях - о самых близких), то Кёрк активно высказывает свое мнение о мире. О ее честном инстаграме не написал только ленивый, она снялась в бодипозитивной рекламе нижнего белья, записала социальную рекламу против запрета на аборты и вместе с коллегами по «Девочкам» - в защиту жертв насилия.
***
Об Эмме Уотсон, Эль Фаннинг или даже, внезапно, Шарлотте Бронте, - в следующей серии. Следите за блогом Okko.