10 главных хорроров первой половины 2023 года

Aug 16, 2023 15:07





Кадр из фильма «Крик 6», Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт, 2023

Экватор 2023-го позади, а значит, можно попытаться подвести первые киноитоги, пусть много любопытных премьер впереди. Рассказываем о лучших фильмах ужасов 2023 года, которые успели напугать публику: возвращение Призрачного лица (теперь в Нью-Йорке), спиритические сеансы зумеров и панические атаки клонов. А если вы любите ужасы, также предлагаем вам посмотреть 10 лучших хоррор-сериалов.


«Бескрайний бассейн»



Экранные кошмары в этом году начались с загадочной страны Ла Толка, раскаленного песка и элитного курорта: отдых, разумеется, превратился в бесконечный кошмар. Джеймс Фостер, автор с писательским блоком, застрявший в неравном браке (Александр Скарсгард), ищет то ли вдохновения, то ли повода уйти, то ли причин побыть в компании не только супруги (Клеопатра Коулмэн), а потому радостно соглашается на досуг с другими отдыхающими (главная хулиганка среди курортников Миа Гот). Пикник заканчивается трагедией: сбит местный житель, мистеру Фостеру грозит казнь, но правительство Ла Толки предлагает билет к спасению: отправить на откуп мести клона осужденного - распространенная практика на острове.

Сын мастера боди-хоррора Дэвида Кроненберга Брэндон Кроненберг выбрал общую с отцом магистральную линию, но совершенно другое произношение. «Бескрайний бассейн» плещется в море допущений, но дарит Миа Гот и Александру Скарсгарду одни из лучших ролей в карьере. Брэндон нашел очень точное визуальное, эмпатическое и тактильное выражение мужской депрессии, но чуть буксует в фантастической управе выдуманного мира. Несмотря на огрехи, «Бескрайний бассейн» точно запомнится как один из самых откровенных и необычных фильмов ужасов 2023 года.

«Два, три, демон, приди!»



Ни года в страхе без хита от студии A24! Темной лошадкой, которая первой пересекла финишную линию зрительских восторгов, стал фильм братьев-ютуберов из Австралии Дэнни и Майкла Филиппу. Дебют нашел пристанище у А24 уже на этапе дистрибуции: по легенде, после премьеры на фестивале «Сандэнс» к режиссерам выстроилась очередь из прокатчиков.

«Два, три, демон, приди!» предлагает спиритический сеанс по-зумерски, то есть с записью потустороннего рукопожатия на видео. Забальзамированная рука - посредник в беседе с миром мертвых: Миа (Софи Уайлд) год назад потеряла маму, а потому хочет наладить связь. Если драматическая составляющая «Демона» довольно проста и прямолинейна, то жанровая удаль то и дело вызывает желание вжаться в кресло. У братьев Филиппу получилось со скромным бюджетом снять хитовый ужастик, который мгновенно собрал похвалы публики и прессы: есть все шансы, что «Демон, приди!» не забудется и войдет в тройку лучших релизов.

«Восстание зловещих мертвецов»



Говорят, молния не бьет в одно место дважды, но с небольшими поправками можно считать, что «Зловещим мертвецам» сильно повезло. Трилогия Сэма Рэйми стала культовой и даже расползлась до сериала с титульным героем Эшем (великий и неповторимый Брюс Кэмпбелл). В 2013-м последовал первый перезапуск - «Черная книга» Федерико Альвареса, которая не только нанесла на карту жанра нового постановщика, но и закрепилась в памяти хоррор-гиков как один из лучших ремейков, о чем свидетельствует и высокий рейтинг фильма.

Спустя еще 10 лет нежить вернулась под присмотром Ли Кронина («Другой»): «Восстание зловещих мертвецов» пусть и не переизобретает проверенную формулу, но качественно осваивает жанровые премудрости. Вместо ветхой хижины в лесу - квартира в пустующей многоэтажке под снос в Лос-Анджелесе, а подростковые попойки сменили дела семейные, одно неизменно: зловещая книга снова найдена. Бет (Лили Салливан) пытается спасти свою сестру Элли (Алисса Сазерленд) от одержимости и уберечь троих ее детей. «Восстание» переходит от

ультрамаскулинного протагониста в оригинале к бесстрашной главной героине и сопровождает трансформацию кровавыми водопадами в лучших традициях серии. Возможно, перезапуск станет отправной точкой для новой серии.

«Все страхи Бо»



В 2022 году третьи фильмы представили главные хоррормейкеры поколения Джордан Пил и Роберт Эггерс, в 2023-м к флагманам экзистенциальных мук в кошмарах присоединился и Ари Астер. «Все страхи Бо» - не только самый амбициозный фильм постановщика «Реинкарнации» и «Солнцестояния», но и самый дорогостоящий проект студии А24.

Бо Вассерман (Хоакин Феникс) - лысеющий мужчина средних лет, который должен отправиться в гости к маме (Пэтти ЛюПон), травму от общения с которой уже много лет пытается проработать на психотерапии. Путь из одного штата в другой превращается в бесконечную одиссею неврозов: Бо воображает (или переживает) все самые жуткие вещи, которые только могут (и не могут) случиться. С потолка сыплются мужчины, пенисы притаились на чердаке, добраться вовремя до аэропорта не получается, а мама может так и не дождаться сына. «Все страхи Бо» - картина страшно изобретательная и страшно избыточная: три часа просмотра чужих диагнозов не каждому под силу, но Астер оставляет зрителям огромное поле для трактовок, обсуждений и споров.

Смотреть в Okko

«Ренфилд»



Николас Кейдж после выхода кроваво-алого «Мэнди» Паноса Косматоса открыл в себе талант исполнителя главных родителей в разнообразных жанровых выкрутасах категории B. Приход артиста к роли графа Дракулы кажется закономерным развитием мастерства в хоррорах, правда, фильм Криса МакКея далек от традиций классических фильмов ужасов Universal (пусть Кейдж и своеобразно копирует Белу Лугоши), а располагается ближе к горькой комедии.

Дракула в гробу даже переворачиваться не очень торопится: все тяготы обеспечения бессмертной жизнью графа-вампира ложатся на плечи его помощника Ренфилда (Николас Холт): бедняга с повышенным чувством вины решает отправлять на стол нанимателя лишь не очень хороших людей. На конфликте созависимых абьюзивных отношений Дракулы и слуги и выстроена лента: получается временами динамично и смешно, временами чуть утомительно. Но едва ли список итоговых жанровых достижений может обойтись без очередного фокусничества Николаса Кейджа.

«Обитель зла: Остров смерти»



Справедливым будет сразу отметить, что в некоторой степени «Обитель зла: Остров смерти» - вечеринка для своих. Гостям в мутировавшей вселенной Resident Evil может быть не по себе во время просмотра CGI-боевика - ощущения те же, если включить «Мстителей» без знания предыдущих фильмов Marvel. В то же время благодаря успешному ремейку четвертой игры в 2023 году об «Обители зла» стоит говорить больше, заманивая широкую аудиторию.

Серия CGI-фильмов (и одного сериала) Resident Evil располагается где-то рядом с играми: сюжет подхватывает магистральную линию. «Остров смерти» - встреча старых знакомых с новой угрозой. В тюрьме Алькатрас обнаружен источник очередной версии Т-вируса, а значит, остров вот-вот наводнят зомби. Культовые герои серии Джилл, Леон, Ребекка, Клэр и Крис отправляются всех спасать (опять!). За вычетом родословной франшизы и топлива из отсылок для фанатов зрители получают комедийный боевик категории B с динамичным экшеном, бойкими монстрами и иронией над супергероикой Marvel, чего уже по-хорошему достаточно для честного жанрового кино, которое не относится к себе слишком серьезно.

«Паранормальные явления. Скинамаринк»



Складывается впечатление, что «Паранормальные явления. Скинамаринк» забрал себе два года сразу: постепенно набирая фанатскую базу в 2022-м, к 2023-му странный фильм Кайла Эдварда Болла окончательно стал неограненным алмазом инди-хоррора.

Кино можно легко окрестить экспериментальным - этакой экскурсией по ощущениям, эмпатическим опытом чужого страха. Сюжет, если он вообще у «Скинамаринка» существует, можно упаковать в одно предложение: дети остались дома одни, и им страшно. Образы на экране основаны на комментариях на YouTube: пользователи делились детскими кошмарами, которые затем ожили на экране. У «Скинамаринка» нет ни нарратива в привычном понимании, ни героев (лиц брата и сестры зрители не видят), ни солидного бюджета, но есть ощущение сопричастности. Так или иначе, фильм стоит посмотреть, чтобы узнать, что происходит в жанре фильмов ужасов за рамками релизов студии А24.

«Крик 6»



Возрожденная серия «Крик» стала одним из самых ожидаемых релизов в мире хорроров: постмодернистские заигрывания, детективная интрига, неуловимое Призрачное лицо и непобедимая Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл) - всегда желанные гости. Дуэт творцов Тайлера Джиллетта и Мэттью Беттинелли вгрызся в лекала режиссера Уэса Крэйвена и сценариста Кевина Уильямсона и перезапустил «Крик»: да так, что новую часть франшизы пришлось ждать всего около года, - скорость производительности диктует собранная касса.

Формально основные признаки культовой слэшер-серии на месте, но с двумя большими допущениями: Нив Кэмпбелл отказалась сниматься в продолжении (Кортни Кокс в деле), а подростки-выживальцы покинули Вудсборо и перебрались в Нью-Йорк, чтобы начать новую жизнь. «Крик 6» историю превратил в рефлекторное повторение пройденного материала, но всё же предложил зрителям несколько эффектных сцен (открывающая запомнится надолго) и яркую актерскую работу Дженны Ортеги. На этом Джиллетт и Беттинелли заканчивают свой дозор: третьей частью обновленной (а на самом деле не особенно обновленной) серии займется Кристофер Лэндон - режиссер «Счастливого дня смерти». Можно уже начинать ждать большого жанрового хулиганства.

«Больной»



Ковидное кино у большинства вызывает закономерный скепсис - кинематографический рефлекс опережает осмысленную реакцию. Впрочем, локальные жанровые эксперименты порой удаются, когда не претендуют на большее, чем переработку непривычных условий. К подобным упражнениям в пандемийных реалиях можно отнести и «Больного»: ветеран жанра Кевин Уильямсон («Крик», «Факультет» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом») успел не только поучаствовать в производстве новых «Криков» как продюсер, но и написать сценарий ковидного слэшера. Режиссерское кресло занял Джон Хайамс - хоррор-мастер средней руки («Пропавшая»). Именно с жанровым задором и адреналиновыми догонялками фильм и справляется лучше всего.

Подруги (Бетлхем Миллион и Гидеон Адлон) отправились в загородный дом на самоизоляцию, но тишь карантина нарушают самые разные незваные гости - то бывший парень, то маньяки в масках. Короче говоря, беречь здоровье мешают все подряд.

«С детьми что-то не так»



«С детьми что-то не так» - самый незаметный фильм в списке: ни большого успеха, ни громкого провала: еще один фильм ужасов со стримингов (MGM+ недоступен в РФ), который легко пропустить. Меж тем лента инди-постановщицы Роксанны Бенжамин отлично дополняет общую повестку и кинематографическое обнажение неврозов (своих и чужих).

Ничего необычного, две пары и уютные выходные за городом, барбекю, пешие прогулки и праздные разговоры. Камнем преткновения становятся дети: семья с двумя отпрысками (Аманда Крю + Карлос Сантос) намекает бездетным друзьям (Алиша Вейнрайт + Зак Гилфорд), что пора перестать откладывать, а те не уверены, что хотят рожать ребенка. Плюс маленькие бесята (Бриелла Гуиса и Дэвид Мэттл) после прогулки по руинам начинают вести себя как минимум странно, а как максимум опасно. Роксанна Бенжамин, с одной стороны, нагоняет привычной жути поведением криповых детишек, с другой, пугает чувствами постоянного дискомфорта и бесконечной тревоги за младших. «С детьми что-то не так» - не хит, но понятный хоррор о тяжести нарастающей ответственности и репродуктивном насилии.

Текст: Настасья Горбачевская

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Previous post Next post
Up