«Нина»: Увидеть Тбилиси и…

Jul 05, 2023 14:19


В конкурсе фестиваля в Шанхае состоялась премьера новой работы Оксаны Бычковой («Питер FM», «Плюс один» и «Еще один год») - драмы «Нина». Проект создан в копродукции России и Грузии, главные роли исполнили Юлия Пересильд, Евгений Цыганов и Кирилл Кяро. Рассказываем о меланхоличной картине про новую встречу пары в Тбилиси, в котором много лет назад они были счастливы.



Кадр из фильма «Нина», реж. Оксана Бычкова, 2023



40-летняя Нина (Юлия Пересильд) живет в просторном подмосковном доме с мужем Борей (Кирилл Кяро) и сыном Ваней. Женщине вроде бы не на что жаловаться: она счастлива в браке и занимается любимым делом - развивает у детей моторику. Мерное течение жизни прерывает внезапный звонок от бывшего возлюбленного Руслана (Евгений Цыганов). Он смертельно болен и приглашает Нину в Тбилиси. Главная героиня бросает всё, сама не зная почему, и едет в столицу Грузии. Муж не против.



«Нина» - новая картина Оксаны Бычковой, которая в последнее время словно бы немного отошла в тень. Довольно тихо вышло драмеди «Чего хочет Слава?», мало кто смотрел обаятельный документальный фильм «Папин пароход». Бычкова всегда мастерски исследует отношения на самых разных этапах. Будь то зарождающееся чувство в «Питер FM» или уже долгая совместная история в «Еще один год». Но всегда у постановщицы фильмы настолько тихие, не кричащие, дающие зрителям свободу интерпретаций и простор для размышлений, что не хочется вешать на автора ярлыков и причислять к тому или иному современному кинотечению. Это просто всегда небанальный взгляд на знакомые вопросы.

На сей раз Бычкова работала над сценарием с Любовью Мульменко («Верность», «Разжимая кулаки» и «Комбинат „Надежда“») - одним из самых интересных и вдумчивых современных отечественных драматургов. Два года назад Мульменко дебютировала как режиссер мелодрамой «Дунай». В ней, сбегая от накопившихся забот, москвичка Надя улетела в Белград, где встретила легкомысленного серба Нешу. В «Нине» главная героиня тоже покидает Россию и отправляется в страну, куда дорога пока не закрыта. Любопытно, что с помощью переезда создается психологический и физический разрыв между родиной и местом, куда отправляешься путешествовать. Но если для Нади Россия была связана с работой и бесконечным стрессом, у Нины Москва и Подмосковье благодаря любимой семье должны вызывать желание поскорее вернуться, но не всё так просто. На чужбине внезапно ощущается зыбкость почвы под ногами. Прошлое главной героини нагнало настоящее, а потому трудно смотреть в будущее.



«Нина» - кино, в котором чувства главной героини не проговариваются вслух, а детали сюжета зритель складывает в цельную картину самостоятельно, внимательно прислушиваясь к обрывкам фраз в диалогах. Почти 20 лет назад Нина и Руслан вместе отдыхали в Тбилиси, можно догадаться, что тогда молодые люди встречались и были счастливы. Наверное, у каждой пары даже после расставания есть воспоминания о совместных поездках, которые остаются навсегда. Так что для Нины Тбилиси - город с личной историей, а звонок Руслана стал своего рода сигналом, может, даже подарил надежду на воссоединение или вернул молодость. Если в Москве всё понятно и знакомо, то столица Грузии ассоциируется не только с прошлым, но и новыми возможностями, это прыжок в неизвестное или попытка наконец разобраться со старой травмой. Почему-то Нина хочет броситься в водоворот чувств, хотя совершенно непонятно, какой будет встреча с Русланом, - слишком много лет прошло. Девушка то рвется домой, пока еще не слишком поздно, то сомневается, что стоит куда-либо ехать. Тбилиси затягивает и не хочет отпускать.

В первую очередь зритель смотрит на разворачивающийся сюжет глазами замужней женщины, матери. Она взирает на огни ночного города с подоконника номера в отеле, бродит по крошечным улочкам, уворачивается от гоняющих мяч мальчишек, вновь видит тесные дворики со старыми деревянными балкончиками, чугунными лестницами и развешанным на веревках разноцветным бельем и уворачивается от стаи дворняг. Камера Михаила Хурсевича неотступно следует за героиней. Может даже показаться, что мы смотрим документальный фильм о поездке в Тбилиси - город, который в последние полтора года оброс новыми смыслами. Картина Бычковой сочетает внимание к мельчайшим подробностям и микроисториям и воздушное, свободное повествование. Зритель может закружиться вместе с Ниной в народном танце, затеряться на улочках по дороге к горе Мтацминда или напиться вина у крепости Нарикала. Фильм предлагает аудитории разные маршруты следования, конечная точка неизвестна.



Нина оказывается в новой среде, что заставляет ее переосмыслить всю свою жизнь. Наверняка свою роль играет и смертельная болезнь Руслана. Он хорохорится, много курит и пьет, но порой хватается за сердце. Нина понимает, что и ее жизнь конечна. Где-то далеко ждут муж с сыном, рядом есть бывший возлюбленный Руслан, а еще на рынке гостья из Москвы знакомится с юным Лери (Андро Чичинадзе). Трудно не потерять голову от переизбытка впечатлений. И Нина, и три ее потенциальных кавалера так или иначе остаются загадками. И Мульменко, и Бычковой фабула менее важна, чем настроение, атмосфера растерянности от нахлынувших воспоминаний, энергетики другого города.

«Нина» очаровывает недосказанностью, многочисленными загадками, которые точно не требуют однозначного ответа. Когда многие фильмы озабочены необходимостью привести историю к логическому завершению, упираясь в последовательность действий и жирную точку в конце, картина Бычковой не раз удивляет без видимых усилий. Мало что может быть интереснее призрачных, ускользающих чувств человека.

Текст: Максим Ершов

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Previous post Next post
Up