На Netflix вышли пять эпизодов шестого сезона научно-фантастической антологии
Чарли Брукера «Черное зеркало». Обычно британский шоураннер пытается предостеречь человечество от возможных проблем в будущем, связанных с развитием современных технологий. Если верить Брукеру, то люди вымрут от соцсетей и неуемного стремления к лайкам или от утраты всего живого внутри и победы искусственного интеллекта. Рассказываем о каждом эпизоде шестого сезона сериала, который мало похож на классическое «Черное зеркало», и объясняем, почему его все-таки стоит смотреть.
Кадр из сериала «Черное зеркало», реж. Оуэн Харрис, Карл Тиббеттс, Джеймс Хоуз, 2011 - 2023
«Джоан ужасная», реж. Алли Панкив
Джоан (
Энни Мёрфи) работает в большой фирме, но застряла между действительно высокими позициями и рядовыми сотрудниками. Если взглянуть со стороны, то покажется, что девушка вполне счастлива и успешна. На самом деле каждый день Джоан вынуждена сообщать коллегам плохие новости, а чаще всего попросту увольнять людей. Дома ее ждет нелюбимый и чересчур правильный бойфренд Криш (Эви Нэш). Вечером пара садится смотреть новинки стримингового сервиса Streamberry и обнаруживает сериал «Джоан ужасна» с
Сальмой Хайек в главной роли, который от и до транслирует прошедший день настоящей Джоан. Жизнь офисной работницы постепенно разваливается.
«Джоан ужасна» - пример классического «Черного зеркала», серия об изнанке технологического бума и одна из самых удачных в шестом сезоне. Брукер осторожно высмеивает онлайн-кинотеатры, на один из которых сам работает. Поскольку Джоан подписала соглашение со Streamberry, не читая его, личность девушки украли и ничего с шоу про ее жизнь сделать нельзя. Зритель легко можно представить себя на месте главной героини, и смех сменяется ужасом, становится не по себе. Брукеру удается сохранить градус безумия до самого конца эпизода и довести мир бесконечного реалити-шоу, за которым наблюдают подписчики стриминга, до феерического абсурда.
«Лох-Генри», реж. Сэм Миллер
Документалисты Дэвис (Сэмюэл Бленкин) и Пия (
Миха’ла Херролд) приезжают в глухую шотландскую деревню, где вырос юноша. Парочка собирается снять фильм о местном жителе, охраняющем яйца редкой птицы. Но уже на месте, в деревушке Лох-Генри, документалисты находят другой, более интересный сюжет - про местного маньяка, который пытал и убивал людей у себя в подвале. Случилось это пару десятилетий назад, но с тех пор поток туристов в шотландскую глушь резко снизился. Дэвис и Пия открывают новые и не самые приятные подробности серии убийств.
Единственная и понятная претензия фанатов «Черного зеркала» к «Лох-Генри» состоит в том, что эпизод никак не связан с технологиями и научно-фантастической эстетикой и не похож на обычные истории антологии Брукера. Это классно сделанный реалистичный и кровавый триллер, который с каждой минутой смотреть всё интереснее. Жанр сериалов про маньяков, наверное, никогда себя не исчерпает. Единственное, что хоть как-то может связать «Лох-Генри» с классическими историями Брукера, - эстетика VHS-кассет и соединение прошлого с настоящим через сохраненные видеоизображения. На эту же тему и про ответственность человека с камерой перед объектом съемок говорил отличный сериал «Архив 81». «Лох-Генри» расширяет наше представление о том, какие сюжеты могут стать основой очередного эпизода «Черного зеркала». Поклонники триллеров останутся довольны.
«За морем», реж. Джон Краули
1969 год. Астронавты Клифф (
Аарон Пол) и Дэвид (
Джош Хартнетт) отправились в шестилетнюю космическую экспедицию. Чтобы семьи не скучали, были созданы их точные механические копии. Когда работы на космической станции нет, астронавты ложатся в специальное кресло и живут в теле двойника на Земле. Иногда Клифф и Дэвид проводят так по несколько дней. Но однажды в дом Клиффа врываются представители культа противников технологий и убивают как робота-копию, так и всю семью космонавта. Настоящий астронавт оказывается в глубокой депрессии и готов покончить с собой. Тогда у Клиффа и его жены Ланы (
Кейт Мара) рождается необычный план. Одинокому космонавту разрешают пользоваться аватаром напарника час в неделю.
«За морем» - серия, которую из всего шестого сезона меньше всего критикуют поклонники антологии. У Брукера получилась оригинальная фантастическая ретро-мелодрама о возможном любовном треугольнике. Главная движущая сила истории - наличие роботов-двойников. Параллельно сценарист задается любопытным вопросом, который не имеет однозначного ответа: тело определяет человека или разум? Если поместить разум Дэвида в тело Клиффа, кто это будет? И возможны различные необычные вариации, о которых в забавной форме обычно говорят дурацкие комедии об обмене телами. История Дэвида страшно напоминает трагедию
Романа Поланского и
Шерон Тейт, которую не так давно вспоминал
Квентин Тарантино в «Однажды в… Голливуде». Режиссером эпизода стал
Джон Краули, автор двух экранизаций - «Бруклина» и «Щегла». У серии самый внушительный актерский состав, но подводит предсказуемое развитие событий, которое читается с первых минут.
«Мейзи Дэй», реж. Ута Бризвитц
Папарацци Бо (
Зази Битц) устала вместе с коллегами бегать за звездами кино и сериалов, как охотники за несчастными оленями. Не так давно одна из жертв Бо после публикации провокационных снимков покончила с собой. Папарацци ушла из профессии и даже устроилась в кофейню, хоть денег катастрофически не хватает даже на оплату аренды жилья. Бо не может удержаться, когда за фотографии актрисы Мейзи Дэй (
Клара Ругор) предлагают несколько десятков тысяч долларов. Дэй неожиданно убежала со съемочной площадки фильма в Чехии, вернулась в Лос-Анджелес, но тщательно скрывается от посторонних глаз. Лучше бы Бо и коллеги не пытались раскрыть секрет актрисы.
У «Мейзи Дэй» самые низкие оценки критиков и зрителей среди всех эпизодов шестого сезона. Это действительно слабая серия, в которой большую часть времени зрители вместе с главной героиней, как шакалы, бегают за актрисой. Ничего принципиально нового, кроме финального твиста, зрителей не ждет. И снова с классическим «Черным зеркалом» эпизод связывает разве что камера с высоким разрешением в руках Бо.
«Демон 79», реж. Тоби Хэйнс
Великобритания, 1979 год. Продавщица из обувного магазина Нида (Аньяна Васан) случайно обнаруживает в подвале старого здания талисман, в котором живет демон. Появляется существо из ада в облике участника группы Boney M (
Паапа Эссьеду), во всём белом и в мехах. Демон говорит, что продавщица за три дня должна убить трех человек. Если же Нида откажется, начнется апокалипсис и умрет всё население планеты.
У «Демона 79» тоже нет элементов научной фантастики. Это жутковатый комедийный ретро-хоррор, чуть менее изобретательный, чем
«Маленькое красное платье» Питера Стрикленда, но явно вдохновленный эстетикой британского мастера. Абсурдный сюжет и ностальгический флер прилагаются. «Демона 79» весело смотреть, но тут нет даже намека на философские вопросы и сложные концепции, только обаятельная стилизация.
Итог
К шестому сезону «Черного зеркала» можно относиться по-разному. С одной стороны, Чарли Брукер словно бы исписался и уже не знает, какой бы еще сюжет пропихнуть под громкое название, уже ставшее брендом. С другой, если с симпатией относиться к экспериментам шоураннера, можно сказать, что проект не стоит на месте и развивается. Правда, всё равно не очень понятно, что мешает Брукеру закрыть «Черное зеркало» и начать делать другую антологию из историй об оборотнях, демонах и маньяках, в которой зрители не будут пытаться выискивать фантастические и сатирические черты полюбившегося сериала. Кажется, за пять сезонов искусственному интеллекту, соцсетям и голограммам досталось порядочно, а борьба с прогрессом всё равно проиграна.
Текст: Максим Ершов
Ещё больше материалов читайте в нашем
блоге.