В связи с этим событием, к его произведению "Левша", публикую некоторые рисунки на открытках художника Аркадия Тюрина (1967г. выпуска) .
1.
Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть.
2.
Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.
Работники говорят:
- Извольте пальчик послюнить и ее на ладошку взять.
- На что же мне эта соринка?
- Это, - отвечают, - не соринка, а нимфозория.
- Живая она?
- Никак нет, - отвечают, - не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она сейчас начнет дансе танцевать.
3.
Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала.
(Полный текст произведения читайте у Н. С. Лескова)
4. ---
5. ---
6.
7.
8. ---
9.
10.
11.
Стали все подходить и смотреть: блоха действительно была на все ноги подкована на настоящие подковы, а левша доложил, что и это еще не все удивительное.
Если бы, - говорит, - был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы, - говорит, - увидать, что на каждой подковке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.
- И твое имя тут есть? - спросил государь.
- Никак нет, - отвечает левша, - моего одного и нет.
- Почему же?
- А потому, - говорит, - что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.
12. ---
13.
14. ---
15.