Мишель Оден много говорит о негативной роди свидетельствующего в родах. Среди главных факторов, влияющих на то, чтобы женщина могла полностью погрузиться в свой инстинктивный процесс, он называет наблюдение. Если женщина чувствует, знает, что на нее смотрят, она уже напрягается, меняет свое поведение, не может быть до конца свободна в своих проявлениях, начинает думать, оценивать, анализировать, а как она выглядит, а можно ли себя так вести и тд.
Я много думала про это все годы своей практики сопровождения в родах.
Если так, тогда зачем доула?
Действительно ли акушерка должна быть незаметной, "вяжущей в углу"?
Насколько это не утопическая идея - быть прозрачной, нейтральной в родах?
И вот что надумала я.
Нейтральной быть на родах - невозможно. Это все ужимки и прыжки беспокойного горделивого ума. Каждый человек - энергия, даже если он уже не в теле, что уж говорить о проявленных) Мы чувствуем тех, кто не рядом, но просто думает о нас. Неужели ж на нас никак не повлияет человек, находящийся в непосредственной близости?
Если на родах есть женщина рядом - акушерка то или доула - сейчас, кстати говоря, неважно - у нее есть Глаза. Она ими смотрит.
И это - огромное действие. Но - оно может иметь совершенно разные векторы: целебный, поддерживающий, живящий и деструктивный, тормозящий, подавляющий.
Одни глаза - наблюдателя. Не того, прекрасного-внутреннего, про которого я тут давече писала. А вполне себе наружнего - вернее, сидящего внутри другого человека. Запутала вас? )) Наблюдение в глазах другого человека в самом прямом смысле слова. Оценочное.
Идет все в связи с его ценностями в голове - хорошо, глаза будут доброжелательными, приятными. Но напряжение в них все равно будет - отслеживающее, боящееся пропустить что-то, пусть даже или особенно даже самое мелкое, но значительное. Этим глазам надо - соответствовать. Им нужно - доказывать. Им хочется - нравиться. Быть хорошей роженицей, стойкой женщиной, красивой и сексуальной богиней-землей, дающей жизнь, прилежной ученицей, сдающей экзамен своей акушерке с курсов - о том, какая она сильная и не то что та, "из примеров".
В этих глазах нет "пустоты" (empty) - той пустоты от своих мнений, представлений, страхов и идей, которая бы позволила бы им просто - видеть, просто смотреть и да, ... свидетельствовать.
Свидетельствующие глаза - другие. Они могут быть прямо-таки необходимы - вообще говоря, человеку-то они очень нужны. Эти глаза - копилка. Ты видела, какая я молодец? Ты видела, как сильно мне больно, каким трудом мне достается ребенок? Ты видела, что я боюсь? Ты видела, как у меня получилось справиться? Ты видела, как я отчаялась и уж было думала - отступить? Ты видела - как я рычала и в ярости любви приводила сюда дитя?
Эти глаза - на них можно опереться. Они разделяют, принимают, следуют за мной - радуются, восхищаются, сострадают, замечают - они не безразличны, но они свободны от эго. И в то же время - свидетельствование теплое возможно только из человеческой, самой гуманистической нашей части, из включенности. Из разшения себя быть полным - собой - рождаются глаза - понимающие (а даже уже не допускающие), что есть - полная себя - ты - любая.
И знаете в чем главный секрет этого текста?
Что эти глаза - прежде всего - внутри самой роженицы. Я и ты - мы можем смотреть на нее любыми глазами. Я могу любить ее каждым лучиком вокруг каждого моего глаза - но если ее мать была холодной и условно любящей, мои лучики вокруг глаз - станут для нее пронзительными стрелами, от которых опасно и хочется уворачиваться также, как женщина в цирковом номере от ножей метателя. И тогда тело будет принимать искареженную, напряженную позу, и тогда ей будет больно и вправду - душе и телу.
Я могу сидеть нога на ногу, нервно подергивая мыском - так-так, ну сколько там времени уже прошло, но если рожающая женщина - была вылюбленной, прогретой солнечной мамой, она увидит в этом только мой задор.
Велика сила проекции. Особенно в родах.
Когда-то давным-давно, еще до появления медицины, рядом с женщиной на родах была старшая женщина в роду или племени - Большая Мать. Стоит ли говорить про этот архетип подробнее? Это та, что имеет многократный опыт рождения своих детей, та, что мудрая, покрывающая, мать - в сконцентрированным, утрированном виде.
Прошло тысячи лет. Рядом с женщиной на родах появились врачи и акушерки, мужчины и женщины, мужья, подруги, сестры, специально вытворенные нездоровым устройством общества - доулы. Но…
Рядом с женщиной на родах по-прежнему сидит Мать. Этот перенос срабатывает всегда на главного сопровождающего в родах. Женщина видит материнскую фигуру - в женщине-враче, ведущей ее роды, в акушерке, в доуле, в своей подруге, муже. Главный, кто рядом с ней, на кого она опирается, - это мать.
Матери бывают разные, и наши взаимоотношения с ней тоже. И в зависимости оттого, какая схема отношения между дочерью и матерью в жизни, бессознательная, такой и будет перенос на присутствующего рядом: чаще всего на акушерку или доулу.
Понятное дело, что за 20ый век мы и помыслить особо не можем, что присутствующий рядом человек в роли матери может смотреть на нас как-то иначе, чем "разделяя": хорошо-плохо, норма-патология, поддерживаю - спорю и продавливаю.
Но архитипическая мать - она другая. Ее глаза - щедры и мудры, в них все женщины мира, однажды приведшие в мир нового человека. Это самая большая в мире Матрешка - Бесконечная.
Мы раписываем Матрешку. Мы решаем - какими будут ее глаза - каждый из нас - ты и я - там, в родах, - рисуем эти глаза - изнутри.
Этот текст - авторский. Любые словосочения и неологизмы из него, сравнения и концепция - принадлежат мне. Просьба при перепосте или использовании части текста, а также самих идей и примеров - ссылаться на меня.