как растить любовь к себе?

Jul 07, 2010 19:47

 Слова "неприлично" и "не положено". Вызывают глухую ненависть внутри, возмущение и удивление.
При ком - лично? Кем не положено, не покладено,не посажено? Кто придумал эти правила и кто решает, что они правильные? Почему они должны быть важнее собственных желаний и чутья, что правильно именно для этого, конкретного человека?
Я понимаю некие социальные стандарты - типа ходить одетым по улице. И я могу сказать ребенку - так принято. 
Но с ужасом шипеть "неприличччно!", передавая в этом куда большее, чем просто поведение, не соотвествующее принятому (кем? когда? почему?). В этом страх - неприятия обществом, желания не выделяться, главное - оглядка - а что подумают другие?

Слово "плохо". Взрослые равно объясняют устройство мира ребенку, говоря плохо - про поступок - "Плохо ударять животное, ему больно", про испорченную, непригодную еду, например, - "Плохая" и про ситуацию - "Потерял крестик, ай как плохо!" Что должен понять ребенок в своей душе? Что это "плохо" широкое, неделимое, связанное и с чувством вины и с испорченностью, и с непригодностью и с нежелаемым. Но главное тут конечно чувство вины, рождаемое словом "плохо", даже там, где речь идет просто о ситуации, связанной с ним, а не о поступке. Именно потому что слишком шрок и по своему усмотрению каждый направо и налево использует это дурацкое слово.
Кстати, само слово это лишает человека вчувствываться и вдумываться, подыскивая точные оттенки своих ощущений и соображений по поводу, который оценивают. Легче и ленивей буздумно плюхнуть штамп - "плохо", чем потрудиться и назвать вещи своими именами, и обнаружить таким образом, что плохого - вообще не существует.

И все эти недовзрослые, безвекторно живущие сами и растящие как овощей своих детей, умудряются транслировать эту чушь моим детям, да так проворно и исподтишка, что оглянуться не успеваешь И хочется вмешиваться и бесконечно защищать, и сердце сжиматся от тревоги - как сделать так, чтобы мне он верил больше, чем им? и следущее, более точное, за этой мыслью: как сделать так, чтобы себе он верил больше, чем другим?
и понимаю, что лучшее, что я могу подарить, самое важное,чему я могу научить (или не разрушить то, что есть с самого начала) - это центр тяжести в нем самом, точку опоры, с помощью которой он мир перевернуть сможет или по крайней мере, чтобы мир не перевернул его. Ощущение доверия себе и знания, что его мнение о себе, о жизни, о своих ценностях - важнее и драгоценнее, чем других. Опираться, оглядываться не на других - а на себя. Авторитет - внутри себя. Без чувства вины в принципе, с чувством приятия и любви к себе. Чувство собственной правильности (привет, Ледлофф).

Как это сделать? Доверять ему и его желаниям больше чем своим представлениям о его потребностях.
Не давить авторитетом, принуждая сделать что-то "Я так сказала и все" - без объяснений, создавая уставновку, что кто-то лучше него знает, что ему делать. Не принуждать шантажом и мотивация - страх (любимое  " а то")
Не оценивать и не подводить к стандартам, не сравнивать. Можно отмечать разницу, но не оценивать ее никак.
Верить в человека. В этом корень всего воспитания, базирующегося на доверии ребенку. Вере в то, что человек по природе своей хочет жить, умеет любить. Что человек свободный выбирает добро и разум.

растем, наша речь

Previous post Next post
Up