В Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость» 26 ноября открылась новая выставка художника-микроминиатюриста, многократного рекордсмена Книги рекордов Гиннеса Эдуарда Казаряна «Восьмое чудо света».
Микроминиатюра - очень редкий вид искусства. Чтобы овладеть им, необходимо быть художником, скульптором, ювелиром, конструктором, изобретателем. Каждая работа - ноу-хау, требующая создания особой технологии, где даже небольшой штрих разрабатывается и продумывается до мелочей, где работа требует напряжения всех физических и психических сил, где воображение стоит выше всяческих знаний.
Художник изготовил около тысячи микроминиатюр, любая из которых служит примером предела (или почти беспредельности) человеческих возможностей. Разглядеть их можно только через микроскоп или сильнейшее увеличительное стекло. Например, караван верблюдов, идущий внутри полого человеческого волоса, помещенного в игольное ушко. Это и более чем оригинальная визуализация библейской метафоры, и тончайшая работа: диаметр волоса-тоннеля - 90 микрометров, фигурки верблюдов в 100 раз меньше этого диаметра.
Свои художественные композиции Эдуард Авакович создает на зернах злаков, песчинках, использует в работе человеческий и конский волос, часто разрезанный на 100 частей, пылинки драгоценных металлов и камней. Мастер пользуется традиционными сверлами, резцами, скальпелями, пинцетами, надфилями, только уменьшенными в десятки раз.
Э.А. Казарян родился в Ереване в 1923 году. Окончил Государственную консерваторию имени Комитаса. С детства изготавливал скрипки, добиваясь гармоничного звучания инструмента. Одновременно со скрипками традиционных размеров он вскоре стал делать и миниатюрные музыкальные инструменты. Самая маленькая скрипка мастера имеет длину в четверть миллиметра, весит 0,003 грамма. При этом уникальный музыкальный инструмент состоит из 56 частей и сделан из всех традиционных для этого музыкального инструмента материалов.
Нередко Казарян пишет картины маслом на половинке или торце волоса, рисует на виноградных косточках, крупинках сахара. «Самое сложное, - говорит мастер, - нарисовать лицо и глаза, так как попасть вторично в одно и то же место инструментом просто невозможно. Поэтому рисуешь одним движением резца. То же относится и к гравировке микротекстов».
Самое удивительное, что фигурки многих микроминиатюр движутся. Как этого удалось добиться Эдуарду Аваковичу, он отчасти держал в секрете, отчасти, как признавался, не до конца понимал и сам.
Главное, что двигало творчеством художника - желание удивлять людей, побуждая их радоваться жизни.