"Лучший рассвет в вашей жизни, конечно, на Халекале!" - уверенно анонсируют все доступные печатные издания на острове. В 3-30 утра мы, крадучись, заварили на кухне кофе, собрали в дорогу все имевшиеся у нас теплые вещи и двинули в путь. По сравнению с Лахайной или Кихеем Вайлуку, где мы проживали, расположен мега стратегично, в т.ч. и для посещения Халекалы. Сначала по 37-й трассе, потом по 377, и далее по честному серпантину 378.
Надо сказать, что это была уже наша вторая попытка добраться до вершины вулкана; первая состоялась буквально накануне и успехом не увенчалась. В Вайлуку уже который день было пасмурно и даже дождливо, да и вершина Халекалы тонула в непроницаемых низких белых облаках, недвусмысленно намекая, что никаких лунно-марсианских пейзажей наподобие фантастической Мауна Кеа на Большом острове тут мы не увидим. Кстати, "пасмурно и дождливо" на Мауи - не всегда минус, а часто очень даже и плюс: ежедневно над островом рождается такое количество совершеннейших радуг, которое я вряд ли когда-либо могла себе представить. Нет, недаром на регистрационном знаке гавайских авто нарисована разноцветная дуга, такая правильная и наивная, как на детских рисунках!
И всё же моё сердце ботаника буквально обливалось слезами при мысли о том, что и знаменитого эндемика - silversword - я вряд ли увижу… От Вайлуку до вершины - около 2 часов пути. Жаль только, что на протяжении всего этого времени погода так и не соизволила измениться. Хотя - что нам погода? Мы и сами себе можем создать трудности! На 378 дороге заправок нет, о чем сообщает соответствующий знак. Однако нет их и на 377, поэтому некоторые, особо одаренные и предусмотрительные (как мы) иногда доезжают до половины подъема и разворачиваются, осознав, что бензина на дорогу туда, а потом обратно, может и не хватить… Со второй попытки мы добрались до Visitors Center, и я направилась внутрь пообщаться с персоналом. "Отправилась" - не совсем корректное слово: за бортом хлестал сильнейший дождь, порывистый ветер пробирал до костей, а температура, как и положено на данной высоте, заставляла усомниться в стереотипе "Гавайи - вечное тепло!" За 10 секунд бегом до центра я успела вымокнуть до нитки - без преувеличения. Если флиска все-таки служила какой-никакой защитой от воды, то тонкие хлопковые штаны - нет. Хоть выжимай. Пустячок, а приятно!
"До вершины еще 11 миль," - сообщила рейнджер. "Только, к сожалению, сейчас мы перекрываем дорогу наверх: там ДТП, столкнулись 2 машины. Нам необходимо дождаться скорую помощь, полицию и эвакуатор. Я полагаю, ждать придется час-полтора. А пока, если у вас есть время, вы можете прогуляться вот по этой тропе…" Время у нас было, но желание отсутствовало напрочь: проливной дождь, холод и шквальный ветер, не знаю, кого как, а меня не возбуждают на прогулки на свежем воздухе. Мы подождали. А потом еще чуть-чуть подождали. И еще чуть-чуть. Дождались полицию и скорую - которые, к слову, проехали вверх минут через 40 после нашего ожидания. Через час я совершила очередную вылазку на улицу, промокла до нитки и узнала, что эвакуаторы задерживаются, в силу чего дорога останется перекрытой еще как минимум полтора часа… "Но расстраиваться повода особо нет," - уверила нас рейнджер. "Наверху все равно видимость нулевая." Мы и не расстроились. В качестве утешительного приза нам досталась парочка Nene, гавайских гусей, мирно прогуливающихся в бушующей стихии…
…И нереальные, ярчайшие, волшебные радуги, самые необыкновенные, самые роскошные, самые радужные!
…Итак, около 4 утра мы порулили в сторону вулкана. Яркие звезды на черном небе дарили надежду, что рассвет все-таки будет. Халекала - популярнейшее место для встречи рассвета, но из всех маньяков в этот ранний час мы были одними из самых маньячных, посему прибыли к Visitors Center на вершине, когда на пустой стоянке одиноко ютились всего 3 авто, а небо и не думало светлеть. Температура снаружи упала до 40 градусов по Фаренгейту. Даже не зная точного перевода в Цельсия, я прекрасно понимала, что это очень, очень мало (оказалось - 4,4!) Мы схватили фонари и немного бестолково побегали вокруг стоянки в поисках тропы куда-нибудь наверх. Большинство любопытствующих, как выяснилось позднее, остается наблюдать за рассветом прямо на площадке у центра. Мы же направились вверх по тропе правее. Рассвет ожидался в 6-20, но еще до 6 утра чернильный воздух постепенно становился тоньше, а горизонт над плотными, ватными облаками сначала робко, неуверенно, а затем все отчетливее и насыщеннее заиграл всеми оттенками розового, оранжевого и красного, рисуя внеземную нереальную картинку, постоянно видоизменяясь, расчерченный непостоянными перистыми языками облаков, обжигаемый горящим пламенем восходящего солнца, как будто в муках пытаясь удержать горящее светило за хребтами гор…
Как только край диска вырвался, наконец, наружу, свет мгновенно залил все вокруг, разрушая очарование полного одиночества.
В мягком свете косых лучей белели круглые крыши обсерваторий, а небо над равниной смущенно румянилось, все еще поддерживая иллюзию таинственности.
Внизу же, у визиторз центра, ожившие туристы хаотично передвигались во всех направлениях, забитая донельзя стоянка вновь начала стремительно пустеть: посетители бегом разбегались по своим автобусам, в спасительное тепло печек, а неумолимые облака спешили вновь скрыть Халекалу от жадных взоров.
Мы сели в машину и начали спуск. Уже через 3 минуты дорога вниз выглядела вот так:
Поверить, что всего несколько минут назад небо было безоблачно прозрачным, было невозможно. Противный дождь и серая пелена были по-осеннему депрессивны. Зато внизу, у моря, синева воды, отражающая небо, и яркая зелень полей под кудрявыми, белыми барашками облаков вновь навевали мысли о вселенской идиллии. Такая вот она разная, Халекала…
Перед завершением спуска не могу не упомянуть об одной достаточно популярной на острове забаве: спуске на велосипеде с вулкана. Стоит это развлечение от 50 до 90 долларов в зависимости от оператора и предполагает вашу транспортировку на автобусике на вершину для встречи рассвета, предоставление велосипеда и полной экипировки, включая шлем и дождевики, а также сопровождение вниз. Вы едете в группе человек из 10-15, в ярких светоотражающих плащиках, в среднем темпе группы, ваш тыл прикрывает ваш туроператор, а позади туроператора медленно и уныло тащится вереница спускающихся с вершины авто, водители которых, конечно же, за вас безумно рады. Особенно тогда, когда вы въезжаете в противное мокрое облако и вынуждены продираться сквозь стену отвратительного, мелкого, острого, холодного дождя. Виды порой с дороги открываются необыкновенные, но остановиться вы можете всего парочку раз только там, где предусмотрено место для стоянки вашего автобусика, ибо сбивать темп группы - не положено. В общем, отличное развлечение. Как, впрочем, и многие остальные, предлагаемые на Мауи для любителей массового туризма.
Список всех постов про это путешествие можно найти на страничке
НАВИГАТОР США.