О соборе Парижской Богоматери

Sep 28, 2010 14:08


…Более 8 веков назад епископ Парижский Морис де Сюлли набросал в пыли рисунок собора, явившегося его мысленному взору. Согласно этой красивой легенде, так возник проект Нотр Дам. То, что мы видим сегодня, вряд ли является продуктом видения де Сюлли; и даже не вряд ли, а наверняка: как и многие прочие соборы, заложенные в Средневековье, парижский оказался долгостроем и, в конечном итоге, продуктом фантазии - и архитектурного гения - творцов разных эпох.

К 19-му веку собор находился в полном упадке: разрушенные скульптуры, снесенная колокольня, почерневшие стены. Почерневшие стены, кстати, можно наблюдать и сейчас: со стороны Латинского квартала вековые пыль, грязь и копоть покрывают камень; внушающие ужас горгульи, словно силы зла, устремляются прочь из собора.



Если бы не небезызвестный роман Гюго, тогда, в середине 19 века, власти города наверняка снесли бы одряхлевшее строение. Но всплеск интереса к собору буквально спас Нотр Дам: после 20 лет реставрации под руководством архитектора Виоле-ле-Дьюка - и вот он, необыкновенный шедевр готики, восставший практически из пепла.



Кстати, Виоле-ле-Дьюку мы обязаны возрождением еще одного легендарного архитектурного комплекса во Франции. Какого?

Но возвращаюсь к Нотр Дам. Во времена строительства собора архитектура была основной формой творческого выражения. Книжек печатать еще не научились, да и уровень грамотности был не на высоте. Средневековые архитекторы старались донести своими творениями простые, ясные и понятные идеи, чтобы человек пришел в собор - и сразу проникся.

Начинать проникаться атмосферой и контентом в Нотр Даме нужно уже с главного фасада. То, что на первый взгляд кажется просто художественно сгруппированных нагромождений бессмысленных статуй и лепнины на деле - настоящая книга.

Начну, пожалуй, с центра) В центре фасада у Нотр Дама, как и у многих прочих готических соборов, роза. Диаметр розы - 10 метров. Это не самая большая розетка в соборе; розетки в трансептах больше и выразительнее. Зато роза фасада служит бэкграундом для удивительного микса разворачивающихся тут же историй: перед розой - Богородица с Иисусом на руках, по обе стороны от нее, чуть дальше, разделяя витражные окна, Адам и Ева - бесконечный повод для критики замысла архитектора; а ниже - уже упоминавшаяся галерея из 28 фигур (между прочим, по 3,5 метра высоты каждая), представляющих 28 поколений царей Иудеи…





Но Адам, Ева и иудейские цари - не самые удивительные действующие лица декора собора. Куда неожиданнее встретить здесь знаки зодиака. Причем не где-нибудь, а прямо на портале, посвященном самой Богородице; он расположен слева. Каждому знаку зодиака соответствует определенный вид работ: все это можно в деталях рассмотреть тут же. Говорят, это тайные - или явные - знаки алхимиков. А самый главный алхимик, увековеченный в камне, так и живет на галереях собора до сих пор.

Кстати, Адама и Ева - тоже здесь. Библейскую сцену первородного греха поместили прямо под ноги Богородице. Символично.



А еще в этом портале я люблю статую Сан Дэни, епископа парижского. Как и святого Себастьяна в любой художественной работе, Сан Дэни легко узнать. По голове, которую он бережно держит в руках. Наркоманская история с этой головой, ну да ладно.



Еще один "женский" портал расположен справа. На сей раз он посвящен Анне, материи Марии. Здесь тоже не обошлось без домыслов и догадок: основная интрига разворачивается на тимпане (это, собственно, полукруглый медальон над двумя лентами фризов над створками дверей и под полукруглыми арками). Мало того, что тимпан делали совсем даже не для Нотр Дам, а для предыдущего собора; не это главное. Марию с Иисусом на тимпане, разумеется, идентифицировали. Двух ангелов по обе стороны от Богородицы - тоже. А вот епископа слева и короля справа - нет. Так что все еще остается шанс вписать свое имя в историю Нотр Дама, предложив новую, неожиданную и оригинальную версию идентификации.



Центральный, самый большой и самый помпезный портал, по факту - самый попсовый. Попсовый - благодаря своей тематике, активно эксплуатировавшейся во всех значимых соборах Средневековья (в той же Франции - в Шартрском соборе, а также Амьене, Лане, Бордо, Реймсе), а также охотно эксплуатировавшийся гениями всех времен и народов от Микеланджело до Рубенса. Но мы, конечно, назовем этот сюжет "крайне популярным": это будет гораздо приличнее. Итак, центральный портал - портал Страшного Суда. Меня в нем больше всего умиляет архангел Михаил, взвешивающий души усопших на втором фризе. Очень правильный сюжет.



По бокам ворот, разумеется, 12 апостолов. Интересно, что под ногами у них медальоны с изображением грехов и добродетелей. Можно попрактиковаться в узнавании  при случае.



Конечно, все порталы закрываются роскошными вратами. Мастер, которому заказали их изготовление, так хотел сделать их соответствующими по красоте и величию самому собору, что заложил душу дьяволу. В Средневековье с этим особых проблем не было, судя по многочисленным свидетельствам современников.



На сем пока что всё; дальше перемещусь плавно внутрь. Хотя нет; пожалуй, добавлю, что при всем старании архитекторов-реставраторов нам вряд ли будет когда-либо суждено увидеть фасад Нотр Дама таким, каким он был (или мог быть) в Средневековье, и все благодаря принятому при восстановлении собора решению. Какому?

Напоминаю, что мой аудиогид по Парижу, в т.ч. и по Нотр Дам, можно скачать ЗДЕСЬ. И пароль для разархивирования указан ПРЯМО РЯДОМ СО ССЫЛКОЙ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ.

france

Previous post Next post
Up