Notre Dame de Paris

Sep 23, 2010 13:25




Когда ты снова и снова возвращаешься в один и тот же город, наверняка у тебя появляются там особые места, специальные, вызывающие сильные эмоции, заставляющие выкраивать время, чтобы увидеть их вновь и вновь, просто любимые.

С первого момента, когда я увидела Нотр-Дам-де-Пари, я знала, что это место для меня. Мои итальянские друзья вздыхали в вагоне скоростного поезда "Ах, Торре Эйфель, Торре Эйфель", а для меня это словосочетание ничего не значило. Как можно думать о башне, когда есть ОН, Нотр-Дам??? Моя русско-французская подруга Светлана из Марселя мило морщила носик и вопрошала "Ну и что ты находишь в этом Париже?"

И сидя в промозглый зимний день среди голубей на каменной скамье с сигаретой напротив портала, и потом, бросив курить и посетив Сан Пьетро, Сен Пол’з, Сан Стефано, а также местные Сен Дени и Сен Жермен и прочие величественные и великие творения гениев прошлых веков, я знала и знаю, что нет ничего лучше, мощнее, значимее Нотр-Дама.

Да, получилось как-то пафосно… Но тем не менее, каждый раз меня тянет в Париж, а в Париже - в Нотр-Дам. Казалось бы, ну готический собор, ну большой, ну значимый. Ну и что? В том же Сен Дени, например, покоится весь цвет нации, да и постарше он будет. Сан Мишель в Брюсселе (вроде и красивый, и величественный, но типичное "не то" - для меня), официально считается дедушкой Нотр-Дама. Так почему же этот собор не перестает волновать?

В этот раз меня ждал сюрприз, и даже два. Во-первых, теперь есть возможность взять аудиогид по собору (5 евро), в том числе и на русском языке. Во-вторых, в течение всего октября по вечерам в соборе на большом прозрачном экране показывали фильм о его истории (бесплатно, пожертвования приветствуются).



Из аудиогида я почерпнула инфо, почему роза слева - фиолетовая, а справа - более красная, а также кому посвящены статуи над главным порталом, разрушенные во время французской революции. Откровение, ибо полученные сведения в корне расходятся с точкой зрения Гюго. Специально по возвращении перечитала "Собор Парижской Ботоматери". Цитирую: Ныне в его фасаде не достает трех важных частей. (…) и, наконец, верхнего ряда изваяний, некогда украшавших галерею первого яруса и изображавших двадцать восемь древних королей Франции, начиная с Хильдеберга и кончая Филиппом Августом, с королевскою державою в руке". Вот уж, век живи, век учись!



Опять же, было интересно услышать современную трактовку оформления алтарной части (которая, к слову сказать, смотрится очень органично в своем барочном оформлении среди готики) и видение 19-ого века: "А кто подменил древний готический алтарь, пышно уставленный раками и ковчежцами, этим тяжелый саркофагом, разукрашенным головами херувимов и облаками, похожим на попавший сюда архитектурный образчик церкви Валь-де-Грас или Дома инвалилов?"



Ночи в Нотр-Даме - особые. Темные своды, чуть подсвеченные несколькими канделябрами, орган, с гнетущей и чарующей музыкой, тишина, нарушаемая таинственными шорохами - и ты уже не здесь, в 21 веке… Я заснула... Я заснула в Нотр-Даме! Наверное, так уставшие и отчаявшиеся, счастливые и ищущие, люди приходили сюда и находили приют, успокоение и умиротворение. Здесь чувствуется связь времен. Здесь живут тени прошедших веков. Здесь каждый камень дышит силой, хранит душу, может рассказать историю. Собор мрачен - в ночи. Наверное, таким он был раньше; не в свете многочисленных люстр, не в блеске сотен глаз. Величественен, но дружелюбен ли?

…Сейчас все не так. Нотр-Дам не пугает, но тянет. Посетите…
Париж, октябрь 2007







france

Previous post Next post
Up