Я так увлекалась описанием лаосской деревни, что ни строчки не уделила тому, почему, собственно, на тайской стороне мы вместо пограничного города Накхон Паном оказались в уездном Тхат Пханоме. Принимая во внимание мою гипертрофированную любовь к азиатским храмам, неудивительно, что привлекло меня в этом городке именно наличие очередного вата: Пра Тхат Пханом (วัดพระธาตุพนม).
Впрочем, ват этот отнюдь не очередной: это самый значимый буддийский храм Исана, и не только Исана, но и всего региона. На большие праздники сюда съезжаются соседи с той стороны Меконга, а для самих тайцев ват служит важным местом поклонения, так что туристов тут есть. Правда, исключительно местных.
Когда возник Тхат Пханом, в общем-то, неизвестно. Легенда гласит, что храмовый комплекс на этом месте впервые выстроили через несколько лет после смерти Будды, и, согласно его собственным указаниям, в храме хранится кость Будды. Само место, где стоит храм, святым считалось еще раньше: Будды трех предыдущих эпох не раз появлялись здесь. Будда нашей эпохи посещал святыню, чтобы почтить память своих предшественников.
Археологи, впрочем, не подтверждают версию относительно возраста храма: раскопки показали, что первые постройки были возведены здесь между VI и Х вв., а современный вид Тхат Пханом приобрел в XV или XVI в.
Главная чеди комплекса в лаосском стиле (вспоминаем вьентянский «лотос») украшена 110 кг золота.
Чеди похожей формы имеется и в некоторых других храмах по соседству: налицо взаимопроникновение культур) Ритуал предписывает обойти чеди несколько раз с птичкой в бамбуковой клетке, совершая молитвы разным изображениям Будды по пути. Птицу в конце ритуала следует освободить, а загаданное желание непременно исполнится.
Во время нашего посещения мы не видели людей с клетками, но многие ходили по кругу с цветками лотоса в руках. Если многие чеди предписывается обходить по кругу по часовой стрелке три раза, то вокруг этой верующие не ограничивают себя рамками и могут ходить очень долго. Мы заехали в Тхат Пханом в обычный день ближе к вечеру, но внутри было немало народа. Представляю, что творится тут во время ежегодного храмового фестиваля в конце января-начале февраля. Энергетика, должно быть, просто звенит!
Цветы для подношений.
А вот основание храма украшают рельефы в кхмерском стиле. Тут вам и парящие апсары, и снова калы, и кого только нет. Конечно, сами кхмеры/тайцы/лаоссцы/бирманцы, вероятно, от постоянных завоеваний друг друга не были в особом восторге, но для архитектуры подобные истории почти всегда полезны.
Цветочные орнаменты - характерный признак эры Раттханакосин (1782-1932). В данном случае они появились в 1901 г.
Тоже характерная деталь декора той же эпохи.
Бирманские напевы.
Камень духа - камень, который отмечает центр силы храма. Здесь, вполне логично, обитает его дух. Традиция установки подобных существует во многих религиях, а в Тае она нашла несколько иное воплощение: практически в каждом городе имеется собственный «лак мыанг», городская колонна, место обитания духа города. Считается, правда, что первый тайский лак мыанг установил Рама I в 1782 г.
Храмовый гонг. Их тоже четыре, как и колоколен по углам храмовой стены.
Галерея с изображениями Будды, окружающая храм.
Своды и стены проемов в галерее, через которые можно попасть на территорию храма, украшают такие вот "наивные" росписи.
В течение своего существования ват перестраивался и реставрировался несколько раз. В 1979 г., после разрушительного землетрясения 1975 г., он был практически отстроен заново. Так что то, что мы видим сегодня, можно считать целиком и полностью новостроем.
Во время буддийского поста монахам не разрешено покидать пределы своего храма, и, вероятно, в это время в Тхат Пханоме особенно оживленно. Но и в другое время можно подняться с утра пораньше и понаблюдать за утренним обрядом подношения монахам. Мы, как всегда, проспали (хотя, собственно, и не ставили себя цели посмотреть - а зря, зря!)
А вот забавная деталь: сразу за стенами храма, под навесом, хранится такая вод лодка. Кто знает - зачем и почему?
Но что меня особенно заинтриговало в истории с Тхат Пханомом, так это то, что храм входит в список 12 храмов мира, которые являются местами паломничества в привязке к двенадцатилетнему циклу анималистического календаря. Считается, что человек, родившийся в определенный год, должен совершить паломничество в храм, который ассоциируется с животным его года. Тхат Пханом приносит удачу людям, родившимся в год Обезьяны (…1956, 1968, 1980, 1992, 2004). Так что не теряйтесь!) Лучше всего совершать паломничество в день рождения, и уж совсем хорошо - в год животного-покровителя (следующий - 2016).
Интересно, что все 12 подобных храмов/мест считались святыми задолго до рождения Будды; в семи из них Будда бывал лично, еще в четырех хранятся его реликвии, а один расположен ни где-нибудь, а прямиком в раю. Для интересующихся - вот список подобных мест силы по годам гороскопа. Мне пока удалось посетить всего четыре храма из списка. А вам?
Год Святыня Знак Где
1 That Com Thong Крыса Com Thong, Чиангмай, Таиланд
2 That Lampang Бык Kokha, Лампанг, Таиланд
3 That Cho Hae Тигр Muang, Phrae, Таиланд
4 Phra That Chae Haeng Кролик Muang, Нан, Таиланд
5 Phra That Wat Phra Sing Дракон Muang, Чиангмай, Таиланд
6 Si Maho Pho Змея Bodh Gaya, Индия
7 Phra That Takong Лошадь Шведагон, Янгон, Бирма
8 Phra That Doi Suthep Овца Muang, Чиангмай, Thailand
9 Phra That Phanom Обезьяна Тхат Пханом, Таиланд
10 Phra That Hariphunchai Петух Muang, Лампхун, Таиланд
11 Phra Ket Kaeo Culamani Собака Tavatimsa (Небеса)
12 Phra That Doi Tung Свинья (слон) Чиангсэн, Чианграй, Таиланд