Название этого вата у жителей Паттайи на слуху. Однако мало кто удосуживается заглянуть в него или хотя бы пройти мимо. На мой вкус, это самый неухоженный и какой-то безатмосферный храм в городе, но, к великому удивлению, здесь хранится уникальное изображение Будды, ради которого, собственно, и имеет смысл наведаться сюда.
Говорят, что это единственное подобное изображение в стране. Золоченый Будда застыл в традиционной (и самой распространенной в Таиланде) позе подчинения Мары со скрещенными ногами. Только ног у него не две, как положено, а целых четыре, а само изображение заметно отклонено назад.
Статуя называется หลวงพ่อสี่ขา «Луанг По Си Кха» (Четырехногий монах) и пользуется большим уважением среди верующих. По легенде, своим возникновением статуя обязана местному жителю, долгое время страдавшему от болей в ногах. Однажды во сне ему привиделся доктор Будды и наказал создать четырехногую статую. Как только страдалец выполнил наказ, боль отступила. Изображение и по сей день пользуется славой исцеляющего болезни, в первую очередь, связанные с ногами. Верующие зажигают по 3 свечи и молятся об исцелении. Так что вот вам местное проверенное средство если что) Возраст изображения точно неизвестен, но вряд ли он превышает сотню лет. Расположен Будда под тентом в середине двора.
Кстати, рядом с Луанг По Си Кха есть не менее интересная статуя многоликого Будды (слева; подобное бронзовое изображение есть, в частности, в Бангкоке в вате Сакет на Золотой горе). Это одно из любимейших изображений Будды в Таиланде, Пра Маха Сетти Навагот (Девятиликий Будда-богач).
С этим изображением, само собой, тоже связана забавная легенда, уходящие корнями в далекие времена и в северный Чианг Май времен Ланны. В особо тяжелые для Королевства времена монах-ария (святой) указал своим послушникам изготовить подобный образ девятиликого Будды. Девять лиц статуи отождествляются с девятью богатыми купцами-последователями Будды, даровавшими крупные суммы на формирование буддистских общин (Сангх) и распространение Дхармы (универсального закона Бытия, открытого Буддой). Девять последователей в итоге сами достигли различной степени святости и считаются ариями. Во время церемонии освящения первой статуи девятиликого Будды послушники могли наблюдать множество необъяснимых чудес. Сейчас к девятиликому Будде обращаются за помощью в финансовых делах. Кроме богатства, Пра Сетти Навагот дарует счастье и гармонию. Особенно он почитаем слабым полом.
Справа тянется галерея восковых фигур монахов: мадам Тюссо нервно курит в сторонке со своими экспонатами. Фигуры изображают наиболее почитаемых монахов.
Самое красивое здание комплекса - новенький бот. Выглядит вполне традиционно и свежо.
Его окружают довольно симпатичные бай сема в изящных часовенках,
а в навершиях ограды тоже спрятаны маленькие Будды.
Рядом с ботом есть еще одна интересная группа божеств: во-первых, это небезызвестный Ганеша, один из самых ярких фигур индуистского пантеона. На тему Ганеши припоминаю такой вот разговор с тайцем: «Ну Ганеша же, по сути, индуистский Бог, почему вы, буддисты, его так любите?» «Понимаешь, Ганеша - это для нас даже не то, чтобы Бог. Ганеша - это супер-стар, теперь поняла?» Поняла…
Компанию Ганеше составляет четырехликий Брахма.
А вот сразу две женщины рядом. Торани, выжимающая воду из косы, кажется более уместной в буддийском храме.
Тут же в розовом - и в окружении очаровательных свежих розовых букетов, так дисгармонирующих с остальной неухоженностью храма, - очаровательная дама с явными китайскими чертами лица.
Неудивительно, ибо это Гуаньинь, персонаж в первую очередь китайской мифологии. В буддийской традиции Гуаньинь - женское воплощение Авалокитешвары, бесконечного сострадания Будд. Гуаньинь, «рассматривающая звуки мира», изображена с одним из своих обычных символов, книгой. Гуаньинь - покровительница женщин, родовспомогательница и дарующая детей. Здесь Гуаньинь изображена в привычном земном обличии, но зачастую ее можно увидеть тысячерукой и одиннадцатиликой, что гораздо интереснее.
Несмотря на интересное иконографическое наполнение храма, комплекс все же производит унылое впечатление.
Кое-где грустно хлопают открытые окна с побитыми стеклами.
У некоторых храмовых построек вид какой-то обшарпанный, неприкаянный.
Тут и там разбросаны домики для духов: старые, неухоженные и страдающие от неопрятной «перенаселенности».
Широкие пространства, которые, по идее, должны бы придавать храму ощущение свободы, легкости, тут удивительным образом наполняют его пустотой.
Апофеоз всего - сала. Для светских посетителей сала зачастую кажется самым комфортным помещением храма. Здесь хочется посидеть подольше, уютно расположившись на циновках. В местной сале лениво прогуливались черные кошки, за зарешеченными стенами стояли корзины с посудой, а полы совершенно очевидно были грязными - небывалое дело для буддийского храма!
Случайно обнаруженная на дереве золоченая статуэтка как нельзя лучше передавала ощущения от посещения вата.
Чтобы не заканчивать рассказ на столь печальной ноте, добавлю, что симпатичных деталей - помимо бота - тоже хватает. Весьма милая колокольня.
Зона монахов. Вполне уютная.
А вот еще более уютная картинка: старое, разлапистое и почитаемое дерево (ветви обмотаны оранжевыми монашескими робами; вероятно, тут живет дух почившего монаха) с изображением странствующего монаха, небольшим алтарем и припаркованными велосипедами.
Ну и, наконец, вопрос на засыпку: как называется сей храм?