Тем не менее быль.
Не понимаю, каким ветром меня сегодня занесло в неведомое мне сообщество. То о чём там писали, меня заинтересовало. Вот ссылка
http://zabaikalie-top.livejournal.com/67088.html#commentsРечь идёт о применении золы в качестве мыла. Мне известны свойства золы отмывать и отстирывать. Бабушка в моём детстве часто использовала её в этих качествах. Ассоциативная связь с бабушкой вынула из глубин сознания её рассказ, забытый начисто. Постараюсь пересказать.
Итак, бабушка родилась в 1901 году. Страшно подумать, что я провела первые 34 года своей жизни с человеком, родившимся задолго до начала Первой мировой войны!
Сколько лет было бабушке, когда приключилась эта история, я не помню. Но маленькая совсем была. Жили в деревне, семья, которую впоследствии объявили кулаками. В общей сложности 10 детей (бабушка где-то по серединке в старшинстве была), большинство - девочки. Мой прадед, с которым и я успела увидеться и подружиться, по поводу девочек не горевал. Крепкое хозяйство было в помощь.
Уже не помню её рассказа, как так всё приключилось. Однако обварилась Мотя, Матриона Ефимовна, кипятком. Причём почти полностью. Сейчас бы сказали: 80% ожога. Боль невыносимая. Вроде как фельдшер у них в сибирской деревне был. Посмотрел, чем-то помазал и велел к худшему готовиться. Священника позвали, соборовали. А мать, Прасковья Романовна, никак смириться не может. Ищет способы спасти дитятко. Да и более образованная и думающая была - из разорившихся дворян Рассоловых вышла. Последняя надежда на бабку-знахарку. (Вот среди кого тогда истинная наука встречалась.) Велит мужу, Ефиму Поликарповичу, срочно за знахаркой послать. Запрягли лошадей, поехали, привезли. А Мотя моя от боли уже в шоковом состоянии, глядишь, и правда богу душу отдаст.
Бабка наказала печку сильно истопить, дров не жалея. Потом остудить, но чтобы тёплая ещё была. И девочку в печку положить, золой печной полностью обсыпав.
Это у меня в печи дрова прогорают. На даче. Просто печка для тепла.
Всё так и сделали. Мотю в печку отправили. А Мотя вдруг, впервые за несколько дней, пока всё длилось, в печке заснула. И долго спала. А проснувшись, поесть попросила.
Всё, история закончилась прекрасно. Мотя не только внучек в своей жизни дождалась, но и четверых правнуков, наших с сестрой детей, двух мальчиков и двух девочек. Машу, мою младшенькую среди всех, успела понянчить.
Так что голову помыть золой (см. мою ссылку) или отбелить бельё - в это охотно верю.
И ещё. Следов от ожога не осталось. Посмотрите на мою Мотю, с моей мамой она. Конечно, ретушировалась фотка (как бы по-нашему фотошопом обработана), но всё равно - какая красавица бабушка моя.