Оригинал взят у
enview в
О банках в РФ и в ЕвропеОригинал взят у
enviewв
О банках в РФ и в ЕвропеЯ работаю в РФ и в Европе.
Предприятие в РФ ориентировано на рынок бывшего СССР, европейское - на всё остальное.
Для того, чтобы избежать таможенных и прочих правовых проблем (как говорится, от греха подальше), предприятия сделаны независящими друг от друга. Соответственно, дел им друг с другом иметь не нужно.
Поэтому в Европе у нас по сути всё то же самое, что в России - дублируется с учётом местных особенностей и возможностей. Соответственно - и банковские счета.
Примечание: кто-то может сказать, что законодательство РФ предписывает гражданам предоставлять сведения о своих счетах или что-то подобное. Я законы нарушать не считаю правильным, но моя позиция в данном случае однозначна. Я считаю, что суверенитет государства распространяется на его территорию и только. Что гражданин государства делает вне территории государства, на мой взгляд, государства не касается в принципе.
Но здесь речь о счетах предприятий, которые вообще находятся под юрисдикцией разных государств и ведут непересекающуюся деятельность на территории своих юрисдикций.
Таким образом, у меня есть каждодневная возможность сравнивать. Лично, в практической работе. Сразу скажу - кредитами мы не пользуемся ни там, ни там, поэтому речь идёт только о каждодневных расчётных операциях и т.п.
Европа
Итак, европейский банк (возьму один, то же самое относится ко многим, никаких ограничений на работу хоть в десяти банках нет).
Выбор банка
Выбрали просто большой банк. Без особого поиска. Множество офисов в разных городах. В каждом офисе - сколько-то "операционистов". ЛЮБУЮ операцию со счётом своего предприятия я могу делать в любом офисе у любого операциониста, занимающегося "бизнес-клиентами". Удостоверение личности за минуту - и всё, этого достаточно.
Операционисты компетентны во всех вопросах, при возникновении тонкостей вопросы решаются ими по телефону в моём присутствии немедленно. Любая операция - это любая операция - наличные, переводы, доверенности, справки - всё, что угодно. Сев в одно кресло, я делаю всё вообще - говорю, что мне нужно, операционист находится в моём полном распоряжении, я же - клиент его банка. Максимум, что от меня требуется - подписать бумаги, которые он готовит при мне. Единственные исключения, которое я помню - изготовление пластиковых карт (занимает больше одного дня) и, возможно, первое открытие счета (тут не уверен), тогда приходится прийти два раза.
Интернет-банк
Есть интернет-банк, естественно. Практически всё можно сделать через него. Очень удобные клиенты (все, что я видел), разобраться можно сразу, есть горячие линии - дозвониться всегда легко, люди полностью компетентны. Один раз, правда, помню сложность - но это было непонимание языка, ни для меня, ни для сотрудника поддержки английский родным не являлся.
Почему я хожу в офис банка? А мне это УДОБНО. Там, где наше предприятие - и где я живу неподалёку от него - ближайший офис банка в 500 метрах, мне приятно заодно пройтись по европейскому городу. Если же я в другом городе - тоже удобно, не везде хочется вытаскивать компьютер из портфеля.
Оплата
За это я плачу, естественно. Я не знаю, сколько! Какие-то евры и центы за обслуживание и операции. Понятия не имею, сколько, не помню просто. Потому что сумма совершенно невелика, её не стоит держать в памяти.
Международные платежи
Совершение операций - минуты. У меня деньги в евро, заплатить в Корею или в США - просто ввести (или сказать, если в офисе), кому хочешь заплатить, сколько и за что. Плюс некоторые реквизиты, связанные с платежом - кто его оплачивает, срочный или нет и т.п. Всё понятно и прозрачно. Для платежа в другую страну надо знать обычно довольно короткий номер счёта, международный код банка, название получателя. Внутри ЕС ещё проще. Внутри страны - ещё. Платёж идёт обычно либо практически мгновенно, либо день где-то. Мы - промышленное предприятие, мне не нужно миллиарды переводить за секунды, можно ли это делать и как, я не знаю - не интересовался.
Покупка валюты никаких сложностей не вызывает. Покупай, что хочешь (вот подумал, что рубли не покупал ни разу! :). Соответственно, счета по сути мультивалютные. Если хочешь. Если не хочешь, конверсия происходит автоматически при платежах, ты её и не замечаешь. Проценты небольшие, маржа банка невелика.
Налоговые платежи - обычные платёжки. Каких-то специальных кодов заполнять не надо. Вообще-то их готовит бухгалтерская фирма, ей можно сделать доступ к счёту. Поэтому, кстати, с бухгалтером общаться не надо - незачем просто.
я и банк, банк и я
Вот так - банк меня обслуживает, я ему за это что-то плачу. Всё. Есть ещё законы об отмывании денег - банк что-то такое проверяет, но нас это не касается - промышленное предприятие, деятельность понятна и прозрачна, вопросов не возникает, поэтому в этой области сказать ничего не могу.
РФ
Выбор банка
Банк мы выбирали по соображениям географическим. Потому что в его офис часто НУЖНО ходить. Казалось бы, и интернет-банк есть, но постоянно возникают какие-то бумажки, которые ТРЕБУЕТСЯ оформить. В большинстве - генерируемые государственными мужами (или жёнами), но какие-то - и банком тоже.
Наш банк - один из лучших в Петербурге, по крайней мере. Сразу скажу - нас прекрасно знают в нашем отделении банка. Мы, как я понимаю, считаемся у них очень хорошим клиентом. Общаться в банке приходится с самыми разными людьми, всё время нужно что-то подписывать и пр. В результате, к примеру, лично меня знает там множество народу - от руководителя до операционистов, с их руководителем и его замом у меня прекрасные отношения, если возникает какая-то проблема, я звоню им напрямую немедленно. Они, со своей стороны, знают, что просто так дёргать мы никого не будем, и если возникает какая-то проблема, зависящая от нас, постараемся её немедленно решить. При этом, подчеркну, вообще-то деловой надобности в этом нет ровно никакой. Нам от банка нужно только расчётно-кассовое обслуживание, ничего больше. Если бы система работала нормально, я бы знать не знал, кто у них там в банке кто, и как кого зовут. Повторюсь, кредитов мы не берём.
Офис банка
О каком-то "удобстве" хождения в офис речи нет. Пойти в офис того же банка в другом городе - даже вопрос так не ставится, это бессмысленно. Ты должен идти к тому операционисту, который обслуживает именно твоё предприятие (или к замещающему его сотруднику). Возможно, в других банках ситуация иная, не знаю.
Операционист не знает всего (не потому, что плохой - как раз у нас-то отличные, просто при их загрузке знать всё, что требует государство, по-моему, просто нереально). Приходится ходить к разным людям. Какие-то вопросы приходится выяснять вообще в главном офисе банка, причём найти, к кому обращаться и дозвониться часто довольно сложно. В том числе и для управляющего отделением, которого мы иногда просим помочь!
Интернет-банк
Интернет-банк кошмарный. Установка - целая история. Пользоваться - ужас. Обращу внимание, что в программировании, Интернете, интерфейсах я разбираюсь профессионально - мы делаем оборудование с ЧПУ, управляемое, в частности, через Интернет. Какой дебил писал эти банковские программы - я просто не представляю.
Постоянно всё меняется. Постоянно что-то не работает. То сервер в банке сбоит, то в связи с переходом на новую версию пропадает старая информация, то в банке зависает вообще неизвестно что, никто из сотрудников, включая техническую поддержку в главном офисе, не знает ничего вразумительного. Много раз было такое, что срочный платёж сделать просто невозможно - что-то где-то не работает. Дозвониться в таких случаях до технической поддержки часто нереально - звонят, по-видимому, все. Отделение банка часто помочь не может ничем.
Платежи за рубеж
О! Это отдельная история.
Пояснение: Нам это нужно делать нечасто. Но некоторые комплектующие мы покупаем напрямую у поставщиков за границей, поэтому иногда приходится. Сразу скажу, предупреждая вопросы. Да, часто покупаем напрямую. Да, сами организуем доставку. Да, сами растомажимаем. Да, всё белое. Почему? Да потому, что мы сами это делаем максимально быстро, если для российского посредника-торговца этот товар не является обычной складской позицией - мы делаем это сильно быстрей, а при производстве оборудования срок поставки комплектующих очень важен.
Так вот, для того, чтобы заплатить поставщику, нужно проделать кучу интереснейшей работы. Во-первых, нужно иметь валютный счёт. Это - открытие счёта со всеми вытекающими последствиями. Куча бумаг. Нотариус. Не так давно, нам потребовалось нечто в этом роде. Бумаг каких-то мы не могли достать (в это же время у нас шёл ремонт, всё было упаковано в коробки и укрыто от краски), а вопрос был срочный. Управляющий отделением, всё понимая, лично достал единственный (!) оригинальный экземпляр документов из нашего дела в банке, под честное слово дал его мне, чтобы я мог показать его нотариусу, который удостоверил мою подпись, чтобы я мог отдать её в тот же банк!
Итак, счёт у вас есть. Теперь нужно показать в банк документы по контракту. Они обязаны это делать, поскольку осуществляют деятельность по валютному контролю, как предписано государством. При этом постоянно возникают совершенно идиотские вопросы. Банковские работники вынуждены заполнять совершенно идиотские формы Центробанка, для чего они должны изучить наши документы. Но часто формулировка документов расходится с формулировкой Центробанка. В этих случаях банк часто просит поменять формулировки контракта! Нас - раньше просил. Мы послали банк нахрен абсолютно бескомпромиссно, заявив, что мы этого делать не будем, если же банк откажет в платеже, то, во-первых, немедленно уйдём из банка, во-вторых, передадим дело в суд, чего бы это нам ни стоило. В качестве шага навстречу мы помогаем банку в этой его работе, для чего мы вынуждены читать кучу совершенно дебильных инструкций, писем и т.п. Насколько я знаю со слов банковских работников, таких, как мы, не очень много - остальные меняют. Как они это, скорее всего, делают - я думаю, понимающему это место текста человеку ясно, а непонимающему - и знать не нужно, сон будет лучше, и вера в человечество сохранится :)
Платежи за рубеж - валютный контроль
Далее - есть такая штука, как валютный контроль. Его декларируемая цель - не позволить мерзавцам-предпринимателям вывезти за границу собственные деньги! Поэтому нельзя, к примеру, просто так перечислить деньги за рубеж. Или перечислить аванс на срок более какого-то (не знаю сейчас точно, когда-то было 6 месяцев). То, что ввозится по контракту, должно буква в букву соответствовать всем написанным бумажкам и т.п. Чушь полная, моё мнение - никаких проблем нет вытащить незаконно за границу хоть миллиард, я схем для этого нарисую десяток, и никакой Центробанк мне не помешает. Но вот законной работе по покупке комплектующих он мешает, и сильно.
Платежи за рубеж - конкретный пример
Например, два дня назад нам понадобилось срочно купить кое-что в Германии. Заказчик долго думал, потом, как обычно бывает, сказал, что техника нужна ему вчера. Соответственно, комплектующие - срочно! Мы полезли делать платёж - фига! Всё поменялось. Центробанк издал новую инструкцию! Около 60 (ШЕСТИДЕСЯТИ) страниц текста и таблиц. И для заполнения платёжных документов мы должны вписывать в них какую-то классификационную чушь, значения которой следует выискивать в этой инструкции.
Какого чёрта! Я хочу МОИ деньги перевести кому-то. МНЕ эти параметры не нужны. Они нужны (якобы) Центробанку. Так отлично! Пусть Центробанк их и заполняет, спрашивается, при чём тут я!
В итоге платёж занял ДВА ДНЯ брутто. В том числе ПОЛ-ДНЯ нетто работы нашего сотрудника, с чтением этой чепухи, созвонками, выяснениями и дискуссиями. Кстати, именно это событие и сподвигло меня на эту статью. :)
Аналогичная ситуация, кстати, с любыми (насколько я знаю) платежами в бюджет и бюджетные учреждения. Куча каких-то кодов, особенностей. Которые откуда-то надо брать, разбираться (потому что ошибка может стоить дорого, платёж не будет зачтён, время, нервы). Куча народу "при деле". Именно "при" - потому что к делу это отношения не имеет вовсе. На нормальной работе всё это попросту паразитирует. И, мало того, не просто сосёт ресурсы, ещё и реально мешает работать.
Банковские счета и гений Центробанка
Банковские счета - кто их придумал? Это ж додуматься надо, идентифицировать предприятие необходимым набором цифр из одновременно: (извините, если напутаю число цифр, пишу по памяти - но на суть это не влияет)
1) ИНН предприятия - 10 цифр
2) расчётный счёт предприятия - 20 цифр
3) корреспондентский счёт банка - 20 цифр
4) БИК - 10 цифр (кажется, "банковский идентификационный код")
5) название банка-получателя
Итого - 60 (ШЕСТЬДЕСЯТ!) цифр. 10 в 60 степени вариантов! Не считая строки с названием предприятия.
Для плохо знакомых с арифметикой - это 1000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 (миллион миллиардов миллиардов миллиардов миллиардов миллиардов миллиардов) вариантов! (Я не запутался с копированием?)
Зачем?! Это всё надо печатать, пересылать, не ошибиться.
Последнее время - прогресс! По БИКу автоматически пишется корр.счёт (и, кажется, название банка-получателя). Круто. Кто-то в Центробанке, наверное, защитил докторскую. Стало всего 40 цифр.
Это просто дурь, лень, беспросветные невежество и тупость.
И абсолютное наплевательство на бизнес в сочетании с хамством по отношению к реально работающим людям - от бизнесмена до младшего клерка в его фирме.
А как можно? Да как угодно! Вот - пожалуйста:
Раз у каждого предприятия есть ИНН - предприятие идентифицировано.
В стране всяко до 10000 банков (в США - около 7000 -
http://slon.ru/economics/skolko_bankov_nuzhno_strane-184198.xhtml).
Сколько счетов у данного предприятия в данном банке? от 1 до, пусть, 100000 (запас хороший).
Получаем, что достаточно 10 цифр ИНН, от 1 до 4 цифр банка плюс от 0 до пяти цифр номера счёта. Названия банка не нужны. Всё! Этого довольно. "Специалисты" скажут мне, что счета содержат определённые классификационные признаки. На это я посоветую им прочесть в Википедии, что такое реляционная база данных. Если непонятно - посетить какие-нибудь специальные курсы для дебилов. Или организовать таковые - в Центробанке они лишними не будут.
Кстати, такая система нумерации - далеко не лучшая, я привёл её лищь для наглядности, но даже она в сравнении с реально существующей в РФ - звезда!
Сроки платежей
Сроки платежей. С этим стало получше. Сейчас - один-два дня. Но при этом деньги изымаются из оборота! Для знающих основы экономики - видимо, ребята-"экономисты" из правительства читали про скорость обращения денег и, в частности, пытаются регулировать реальный объём денежной массы. Но они забывают, что регулируя мелочи, они сильно портят жизнь реальному производству, за счёт которого, в конечном счёте, живём мы все - и они тоже.
Стоимость банковских услуг
Дикая. Грабительская. Жульническая.
Дикая - просто очень дорого. Тут можно много чего сказать, ограничусь этим.
Грабительская - мне НАВЯЗЫВАЮТ банковские услуги. Я ОБЯЗАН держать деньги в банке. Поэтому банк устанавливает, по большому счёты, такие тарифы, какие хочет.
Жульническая - простой пример. Недавно мне понадобилось перевести на личную карту деньги на командировку - около 150 тысяч рублей. Такое бывает редко, и мы, не моргнув глазом, отправили в банк платёжку. Как вскоре выяснилось, банк снял за эту операцию плату в размере 15 000 (!) рублей! Повторю - 15000! 10% суммы платежа! За перевод денег со счёта на счёт в одном банке! Это не опечатка. Как нам разъяснили, это делается в борьбе с обналичиванием денег. Раз за один день больше 100 000. Всё очень мило, но мы-то тут причём?! И ничего не поделаешь. См. выше про тарифы банка. Конечно, можно было сделать этот платёж за два дня, но это надо знать и помнить заранее! А у меня работа - технику делать, а не в бумажки играть.
Вывод
Какой там инвестиционный климат? Какие там "благоприятные условия для ведения бизнеса"?
Даже такая простая сфера, как денежные расчёты, превращена государством в какую-то мутную смесь ловушек, ограничений, запретов, откровенной чуши, бюрократии и препятствий. Кто там у них этим распоряжается? Да где они вообще набрали таких идиотов - впечатление, что собирали специально!
Даже в такой чепухе - вместо производства техники я должен тратить время и нервы на эту галиматью, и избежать её нет никакой возможности.
В общем, делайте выводы сами.