В это воскресенье закончился Берлинский кинофестиваль. Несмотря на то, что на фестивали я не большой ходец, но когда весь город просто кипит из-за бесконечных вывесок с красно-белой рекламой Берлинале, не сходить на пару фильмов - просто грех. Вооружившись толстенным журналом с описанием фильмов и вкусным кофием, сажусь за изучение программы, понимая, что есть два ограничения а) у меня есть только два дня, чтобы посмотреть фестивальное кино (как обычно все прошляпила, фроська), и б) буду смотреть только на английском либо с английскими титрами.
Чашка кофию заканчивается после того, как прочитав о фильмах конкурсной программы понимаю, что они все либо идут на немецком, либо начинаются в воскресенье в 10 утра - подвиги, на которые я не способна. Завариваю новую порцию, перелистываю страницу конкурсной программы и попадаю в следующий раздел. И вправду, кто сказал, что если идет фестиваль - то надо смотреть только фильмы-претенденты.
В том, как составлена программа черт голову сломит - есть конкурсная программа, есть некая Панорама, Форум, есть ретроспектива старого кино, и еще есть какой-то детский раздел. Всего около 360 фильмов, описанных на нескольких десятках страниц, 2 названия у каждого фильма - на языке оригинала и перевод на английский, пять или шесть разделов и... нету индекса. То есть нельзя найти название фильма в программе и открыть описание именно в нужном месте - нужно вместо этого листать все эти десятки страниц, отфильтровывая нужную информацию. Кофию не напасешься с такой заботой организаторов о тех, кто захочет выбрать интересное кино!
Но к чести тех самых организаторов надо сказать, что по крайней мере с билетами дело обстояло очень хорошо - их можно было купить заранее в общей кассе, заказать по интернету, и купить перед началом фильма. Причем, наверняка это было как-то просчитанно, потому как даже если в предварительной кассе билетов уже не было, это вовсе не означало, что все, поезд ушел - как оказалось, можно еще совершенно спокойно купить билет на следующий день за несколько часов до начала фильма.
Долго сказка сказывается, да не долго дело делается, в итоге, выбор падает на китайское кино Dongbei, Dongbei, что в переводе на более доступный язык означает The North Chinese Girl, история о девушке, которая живет в Харбине, провинция Донгбай.
Про азиатское кино я знаю совсем немного, представления о нем ограничены смутным пониманием того, что оно зачастую играет на контрастах, либо разжевывая мыльные сопли индийского кино, либо демонстрируя агрессивную-интровертность японского. Dongbei, Dongbei в этом смысле оказался очень приятным исключением, это простая история, рассказанная режиссером, вернувшимся в свой родной город после десятилетнего отсутствия. Кино в общем-то про то, как в захолустном Харбине живет молодежь, кто-то из них хочет уехать в столицу, кто-то торгует на рынках, кто-то страдает из-за неразделенной любви, в общем, обо всех самых простых делах, которыми живут обычные люди.
Да, они едят рис палочками, живут в городах, над которыми висит постоянный смог (принятый зрителями фильма за художественный прием, который director of photography, молодой мексиканец, намеренно привнес в картину). Но они не (или не все) идеологизированные болванчики, работающие на электростанции и вырабатывающие электричество за счет простых физических процессов - одевания синтетических шорт и скатывания в них с горки, тоже синтетической (честно скажу - идея научного руководителя, того, который химический).
В общем, вполне достойное кино, и все бы было хорошо, если бы не одно но. Ну, если быть честной, то этих "но" два.
Я - очень доверчивый зритель. Даже не знаю, хорошо это или плохо. Я верю актерам, верю, когда они переодеваются и перевоплощаются в другой образ. Верю - означает, что я их не узнаю. Новый образ - значит новый герой, значит старое забыто, страницу жизни того предыдущего образа нужно перелистнуть. Ну, я не узнаю конечно не всех. Те, у кого есть особые приметы, тембр голоса, взгляд, могут не волноваться, переодевайся они - не переодевайся, я все равно пойму, что это они. Но для остального большинства это не работает, так что я мучаюсь сама или мучаю соседей вопросами тот ли это, кто еще полчаса назад играл главного героя или он уже абсолютно новый человек. Стоит ли говорить о том, что если спустя пару недель-месяцев-лет, я смотрю новое кино с тем же актером, у него мало шансов быть узнанным.
Мне наверное должно быть стыдно.
А второе но - за него тоже стыдно, но менее - я не отличаю китайских людей друг от друга. Ну, то есть некоторых отличаю. Наиболее китайских. Или наименее. Но когда на сцене несколько актеров примерно одинаково выглядящих, с одинаковым разрезом глаз и пропорциями лица, да к тому же одетых в похожую темную одежду - за что же тут уцепиться.
В общем, говорю к тому, что к концу фильма я уже различала только женщин (у них по счастью были сильно разные прически) и мысленно благодарила режиссера, который понял, что его первоначальный сценарий, состоявший из трех (!) страниц, не годится для съемок фильма, и стал снимать "по обстоятельствам", наверняка еще более упростив сюжет и добавив атмосферных кадров города.
Да, очень понравился художник-постановщик (так ведь у нас называют director of photography?) - очень просто, неспешно, красиво снимающий серую жизнь в приграничном с Россией городе, за одним исключением, которое впрочем тоже может быть поставлено ему в заслугу. Съемки ручной камерой конечно добавляют реализма происходящему на экране, но иногда это бывает чересчур, особенно когда эта самая камера снимает вид из лобового стекла машины, трясущейся по ухабам китайской провинции, не отличающейся идеальным состоянием дорог.
После такого азиатского кино я вот думаю, наверняка же есть много достойных азиатских фильмов, которые я пропустила. Может, кто знает какие-нибудь?