ojg

Ten Minutes Older: The Cello

Sep 30, 2007 11:38






В 1979 году выдающиеся советские режиссеры Юрис Подниекс и Герц Франк сняли шедевр документального кино "На десять минут старше": в течение десяти минут камера неотрывно следила за лицом маленького зрителя в кукольном театре. На экране мальчик переживал столько эмоций, что на глазах зрителей превращался в новую личность.
Этот фильм в свое время покорил многих признанных мастеров экрана, а Вим Вендерс предложил своим коллегам в самых разных странах мира повторить идею рижских режиссеров, собрав из 10-минутных короткометражек киноальманах.

В 2002 году самые значительные режиссеры современности взялись за эксперимент: ровно за десять минут экранного времени каждый из них должен был передать свое уникальное понимание времени. Так появились два полнометражных альманаха, созданные пятнадцатью законодателями мировой киномоды и вобравшие в себя все виды человеческого опыта - рождение, смерть, любовь... Никакого давления состороны продюсеров. Никаких правил и ограничений. Кроме одного - уложиться в 10 минут.

На десять минут старше: виолончель
"Вторая часть задуманного Вимом Вендерсом киноальманаха «На 10 минут старше: виолончель» получилась в целом более удачной, чем «Труба». Новая партия творцов, оставивших свои белоснежные автографы в истории альманаха, отнеслась к заданию поразмышлять о скоротечности времени гораздо ответственней.
Если «Труба» выглядела немного несобранной и разноголосой, то в «Виолончели», безусловно, разные голоса мастеров выстроились в правильную хоровую линейку.



Бернардо Бертолуччи, классик итальянского кино, снял индуистскую притчу «История о воде», в которой, помимо глубокого философского смысла, поражает прежде всего световое решение: например, колонна иммигрантов издалека напоминает водопад.



Британец Майкл Фиггис, который и без того постоянно экспериментирует со временем в кино, по неискоренимой своей привычке расчленил экран на четыре части, и каждому экранчику придал свое временное разрешение.



А классик чешского кино Иржи Менцель в отведенные 10 минут втиснул всю жизнь человека. Монтажная нарезка крупных планов актера Рудольфа Грушинского в разном возрасте проходят как одно мгновение. Жизнь - 10 минут - один миг: в этой цепочке временные промежутки, настаивает режиссер, равнозначны и равноценны.



Новелла Майкла Рэдфорда «Помешанный на звездах» очень похожа на разыгранный в лицах синопсис полнометражного фильма. В далеком будущем космонавт возвращается из длительного космического полета, который продолжался 40 лет. За все это время его тело постарело всего лишь на 10 минут. Он идет навестить своего сына, уже глубокого старика, чтобы сказать ему последнее прости.



Но главную партию в этом согласном хоре мастеров киноискусства исполняет, безусловно, немец Фолькер Шлендорф. Закадровый голос читает знаменитое размышление о времени Святого Августина. Параллельно с этим зрителю предоставляется возможность посмотреть на мир глазами комара и прожить вместе с дребезжащим насекомым его короткую и бессмысленную жизнь. 10 минут - от рождения до смерти назойливого спутника человечества. Но в жизни комара не больше смысла, чем в жизни человека, который также вслепую летит на свет и неизменно погибает, нередко унося с собой в небытие чужие жизни.



Последняя новелла сборника, «Во тьме времени», снятая 74-летним идеологом французской «новой волны» Жаном-Люком Годаром представляет из себя квинтэссенцию визуальных размышлений о времени. Годар подбрасывает доверчивым зрителям настоящую шкатулку Пандорры, в которой, кажется, спрятаны все ужасы мира: последние минуты молодости, славы, мыслей, памяти, любви, тишины, истории, страха, вечности, кино. Такая концентрация для 10 минут страшна, но «разводить» этот экстракт, кажется, еще страшнее. Еще немного - и можно сойти с ума."

От себя добавлю.. есть у меня друг, тоже большой любитель кино :) Он мне вернул сборник со словами "После фильма Годара, я больше не хочу смотреть ни одно кино".

Этот же фильм на YouTube, язык оригинала, субтитры английские:

image Click to view



Previous post Next post
Up