Посмотреть фильм и написать рецензию на него меня сподвигла одобрительная статья _w1_ (
https://users.livejournal.com/-w1-/109191.html) и романтичный постер фильма. Очень стало интересно, на что сподобились американцы за последний год в теме фантастики и полётов к дальним мирам.
Кадр из фильма КОСМОС МЕЖДУ НАМИ, 2017
С первых же кадров фильма стало ясно, что всё не так лучезарно, какой была смутная надежда на радикальные подвижки к лучшему в американском кино к 2017 году. В любом фильме всегда интересно проследить идеологическую составляющую, то есть ради какой идеи фильм, собственно, и затевался, что хотят втолковать или внушить зрителю.
Посмотрев "Космос между нами" до конца, оказалось, что вся идеология и пропаганда заключена в первой же сцене проводов астронавтов на Марс, а всё остальное, как воз и маленькая тележка, прилагалось к вступлению.
Что же такого говорится в первой сцене на фоне большой вывески со логотипом NASA?
А всё по-старому:
Интонация выступающего подобна обычной проповеди, в которых не столько разъясняется глубокий смысл текстов Библии, сколько проводится сеанс внушения, так как заведомо позиция проповедующего такова: тупым нужно внушать, - разговаривать с их сознанием не имеет смысла. И о чём же проповедь? Процитирую полностью всю проповедь.
"Я мечтаю полететь на Марс. Не просто как турист, - я хочу жить там. Хочу стать живым доказательством того, что жизнь на Марсе возможна,…"
Уже смешно. Уже внушают мысль, что это прекрасная альтернатива жизни на Земле, - на наивняков, что ли, рассчитано? Жизнь на Земле, где всё полностью соответствует полному обеспечению нашего существования, так как мы и есть порождение природы Земли, противопоставляется жизни на Марсе, где ничего для нас нет готового, где мы пришлый элемент, которому ещё придётся адаптироваться и приспосабливаться, и только изредка высовываться из своих помещений, как из норы. И об этом нужно мечтать, как об лучезарной альтернативе жизни на Земле? Смешно и глупо. А главное - совершенно не практично. Жизнь на Марсе, да и на любой другой планете, кроме Земли, - это сплошные ограничения и преодоления по сравнению с жизнью на Земле.
"… если случится трагедия, мы могли бы начать всё сначала."
То есть уже соломку стелят, чтобы мягче упасть? А Землю замусорили так, что уже смотрят на неё как на безнадёжного больного? И предлагают этого безнадёжно больного бросить умирать в одиночестве, а самим лететь на Марс и продолжать жить той же жизнью, что мы жили на Земле, то есть мусорить уже там, на Марсе. Замечательная идея уровня мировоззрения кочевников!
"Земля в беде, и это наша вина." Хоть это признают. Но сейчас они найдут кучу оправданий…
"У нас мало времени, и с матерью-природой нельзя договориться." Оправдание мгновенно находится и выстраивается частоколом. Нельзя договориться или не хотим договориться? Если хотеть договариваться, то следует меняться нам и менять свои привычки, а этого как раз и не хочется. Поэтому и следует следующее утверждение: "Нельзя договориться." Совершенно верно, с невменяемыми людьми никакая природа не станет договариваться, - ни природа Земли, ни природа Марса. Это мы, люди, на планете живём, а не наоборот. И планета предоставляет нам всё для жизни. Но нам этого мало: мы требуем, чтобы не мы согласовывали свои действия с планетой, а планета подстраивалась под нас, даже если это приводит к её уничтожению. Не хотим ни в чём себя ограничивать или дисциплинировать, - а это полное отсутствие всяких обязательств и ответственности за свои действия.
"Но мы не должны сдаваться." Другими словами: мы хотим оставаться в прежнем образе жизни и привычках, мы не желаем ради здоровья планеты менять свои привычки, и в этом мы не будем сдаваться, а будем уничтожать планету столько, сколько у нас будет возможности. А потом постараемся сбежать на другую планету и там всё портить, а дальше на следующую, и так будем, как блохи, скакать с планеты на планету, нигде не находя применения своим способностям устраивать домашний уют и порядок. У нас же такой размах и столько желаний, что нам мало тех условий, которые предлагают планеты, мы сочиним свои системы жизни, даже не вникая, а что же предлагают нам планеты - Земля, Марс и следующие? Мы хотим знать только свой сочинённый на скорую руку мир и в нём жить, а то, что ни одна планета не будет рада таким жильцам, нас не волнует, пока мы ещё находимся в своих телах и можем действовать.
"Марс - это планета, готовая к встрече с человеком." Откуда такое утверждение? Марс приглашал на жительство? Ждёт не дождётся, чтобы эти сеятели мусора прибыли к нему на прожигание его ресурсов? Вся эта речь проговаривается на фоне логотипа NASA - как бы научной организации... Чем в NASA учёные занимаются, что не создают никакой обоснованной теории, которая сделала бы бессмысленным звучание подобных нелепостей?
"Ресурсы Земли, возможно, и истощены, но есть один ресурс, который пока ещё с нами."
Ресурсы Земли истощены для прежнего темпа и способа их применения, но её ресурсы на самом деле неистощимы и восполнимы для тех, кто не ленится менять себя и находить новые возможности по восполнению ресурсов Земли, а не цепляется за старую привычку жить потребительством.
"Самый ценный из всех. И он не знает никаких границ. Это мужество." Детский сад!
Амбициозность в сочетании с тупостью - это большая разрушительная сила. Они "мужеством" называют тупую упёртость, настаивание на своём, как в том анекдоте: "Верх упрямства - набирать неверный пароль до тех пор, пока компьютер не согласиться."
Или ещё один подходящий анекдот про амбиции и тупость: "Возвращает новый русский недавно купленный компьютер в магазин, а в экране монитора в правом нижнем углу зияет большая дыра. Компьютерщики смотрят с изумлением, а новый русский растопырил пальцы: Вы чё за компьютер мне продали?! Да я весь город держу! Передо мной вся братва строится! А тут мне какая-то СКРЕПКА пальцем у виска крутит!!!"
Вот та же самая обидчивость на природу Земли и у американцев.
"Я написал эти слова, я написал это, когда мне было 12 лет. И отправил в Белый Дом."
Для 12-летнего мальчика - уровень мышления вполне соответствующий: мудрости ещё нет, а амбиций, самоуверенности и незнания равновесия природных законов предостаточно.
"Я не мог представить, что президент прочтёт его всей нации..."
Выступающий хочет сказать, что президент США того же уровня мышления, что и 12-летний мальчишка, раз он так высоко оценил сию записку? Киношники хоть думают перед тем, как выпускать свой фильм на экраны всего мира? Ладно мальчишка глупость написал, но то, что президент США сию глупость одобрил и на всю страну прочитал как пример передового мышления, - это уже показатель…
"… скорбя о гибели наших астронавтов. Я не мог даже мечтать, что меня вдруг провозгласят символом мужества! Юношей с дерзновенным взглядом."
Действительно, даже мальчишка тогда мог понять не особенную ценность и глубину своей записки, потому и не мог рассчитывать, что она встретит такое одобрение. Однако, гибель астронавтов, похоже, помутила разум и руководства страны, и глава государства зачитал оптимистическое сочинение мальчика, как слабый писк подрастающего поколения, у которого ещё остались амбиции после такого жестокого урока с гибелью астронавтов, который преподнесла американцам жизнь. Молодёжь всегда была и будет оптимистична, если у неё ещё есть глоток свежего воздуха. Пока этот воздух для дыхания есть на планете, молодёжь будет оптимистична в любых условиях.
США сами, как молодой подросток, многого не знающий и не понимающий, но очень оптимистичный и бездумно смелый, а так же трудно обучаемый, судя по тому, сколько жёстких и жестоких уроков было пропущено мимо сознания у руководства США и сколько трагических ошибок они совершили в своём коллективном творчестве на мировой политической арене.
"То, что было дальше, - это не история, а только начало."
Без интригующих слов ни одна торговая реклама в США не обходится. Должен же быть крючок с наживкой, вызывающий любопытство и аппетит у рыбок-слушателей.
"И вот мы здесь."
Ох, и интонация))) "Радуйтесь!" Выступающий - как предлагающий свои товары коробейник Бью Безпромах из американского мультика "Утиные истории". Даже речи научных "проповедников" NASA напоминают призывы менеджеров по продажам. США - чего с них взять…
"Благодаря Спейс-Технолоджис! Через 20 часов корабль "Магеллан" повезёт шестерых астронавтов на Марс."
Магеллана в США ещё чтят - не забыли.
"… не туристов, а поселенцев - первых настоящих жителей Марса!"
Очень мне это напоминает колонизацию Америки с тотальным уничтожением местных племён индейцев. Ещё только собираются переселяться, а уже звучит утверждение, что именно прилетевшие американские земляне - НАСТОЯЩИЕ жители Марса! С какого это боку они - настоящие жители Марса? Они же не местные! Неправомерно утверждать о настоящести, пока не прожил и не вжился на той территории, которую ещё предстоит осваивать не одно десятилетие, а то и не одно поколение прежде, чем наши потомки будут иметь право и возможность сказать, что они "настоящие жители Марса". Американцы, ещё не освоив соседнюю планету, уже заявляют о праве собственности и праве распоряжаться тем, что им ещё даже не принадлежит, что даже ещё не освоено. Самоуверенность подростка лет 12-ти.
"От обычной детской мечты мы пришли в величайшему подвигу в истории человечества - к заселению восточного Техаса на Марсе!"
Децибелы речи повышаются, что сигнализирует о кульминации его затянувшейся речи. Кричит о подвиге, как о совершённом факте уровня чуда, когда ещё никто из землян ничего совершил. И главное, призывает всех присутствующих порадоваться и поликовать вместе с ним. Чему радоваться? Пока ничего не произошло, никто ничего ещё не осуществил. Радоваться тому, что он составил такую возвышенную речь? Или тому, что речь, наконец, кончается? Больше пока что радоваться нечему, - оснований не достаточно для всеобщего ликования. То, что корабль полетит? Так он ещё должен благополучно взлететь и не взорваться с людьми на борту. А всё остальное - вообще под вопросом: в любом путешествии, а тем более проживании на чужой территории существует масса неожиданностей. Сейчас нужно не ликовать, а сосредоточенно работать, не расслабляясь на ликование. Кричать "Ура!" и говорить "Гоп!" нужно после того, как перескочишь.
"Давайте скажем вместе просто: Надо добавить воды! Да!"
Как в детском саду говорит воспитательница группе детей: "Дети, давайте скажем все вместе…" Интонации точно такие же.
Со второго просмотра этого эпизода я поняла, что подразумевалось под фразой "Надо добавить воды!" Имеется в виду образное выражение "Добавить воды в виски". Нарисованные словами перспективы ударяют и кружат голову так, как спиртное. Осознавая, насколько головокружительные перспективы вырисовываются в воображении слушателей, выступающий призывает всех оценить его вдохновенную речь, которая кружит голову настолько, что её можно сравнить с виски, в который уже стоит добавить воды, чтобы прийти в себя. Это у американцев такое образное выражение одобрения фантастичности перспектив.
"Но все мои мечты не идут ни в какое сравнение с подвигом этих шести героев."
Какой подвиг? Разве подвиг - уже то, что они рискнули сесть на корабль NASA, который может взорваться ещё на взлёте? О подвиге кричать рановато. Но преждевременное объявление своих оценок - это свойственно США.
"Живым воплощением мужества, не знающего границ."
Во всяком народе есть мужественные люди. Есть они и в США. В странах, где живётся труднее, чем в США, их гораздо больше, так как мужество в благополучии не вырабатывается.
"И теперь я хотел бы передать слово руководителю этой эпохальной экспедиции, ведущему астронавту Сари Эллиот."
Посещают две мысли при этих словах: одна - "наконец-то, что-то начнёт двигаться, кроме языка выступающего", и другая - "как? Опять?! Снова будет продолжаться новая речь?! Однако, любят поговорить американцы, и похвалить себя за ещё несовершённые подвиги." Это утомляет. А фильм ещё даже не начинался.
Хорошо, что выступление командира астронавтов было кратким, и события, наконец, стали разворачиваться. Дождавшись начала событий, с большим вниманием смотрим происходящее. О самом сюжете не буду распространяться, чтобы не мешать впечатлениям других зрителей, так как каждый видит своё кино, даже глядя на одни и те же события. Это свойство дискретности восприятия сознания: тут вижу, тут не вижу, тут понимаю, тут не понимаю, тут согласен, тут не согласен с тем, что несёт информация.
Любой человек - это набор собственного жизненного опыта, и новая информация всегда отзвучит на тех точках сознания, которые уже освоены, а та информация, которая нова или неприемлема для конкретного человека, проходит мимо сознания и остаётся порою даже незамеченной, невидимой для него. Потому любой опрос свидетелей какого-нибудь события всегда обрастает потрясающими подробностями, которых в действительности не было. Недостающую информацию дополняет воображение или привычные образы.
В начале самого сюжета фильма складываются обстоятельства, при которых создаётся основание для рассуждений: "Допустим, мы скажем правду, - и потеряем финансирование…"
Это ключевой довод, который может радикально поменять ход событий и любой процесс в США, да и не только в США.
Далее следуют много человеколюбивых фраз, которые не имеют ничего общего с практикой жизни в США и за их пределами. Обычно вопросы жизни и смерти матери и её ребёнка на практике решаются в пользу финансовой озабоченности предыдущего рассуждения "Допустим, мы скажем правду, - и потеряем финансирование…", а не в пользу человеколюбия. В этом эпизоде американцы в фильме говорят о своей мечте - о том, чтобы вопросы финансирования не довлели над понятиями человеколюбия. Конечно, искусство должно звать к лучшему и образцовому.
16 лет спустя на Марсе.
Робот говорит парню: "Я твой лучший друг. Информация засекречена." А что делает ГГерой? Отрывает голову роботу, который был с ним с детства и который взывает к нему, чтобы парень вспомнил понятия "дружбы". Но парню не с руки копаться в нравственных понятиях, тем более по отношению к роботу, и он взламывает компьютерные коды и пароли робота, чтобы найти нужную ему информацию. Конечно, он потом поставит голову роботу на место. Но что он будет делать, если точно так же на пути к его целям встанет не робот, а человек, которому голову обратно на место не поставишь?
Ещё привлёк внимание девиз на борте спортзала, где занимаются земляне-марсиане: "Используй только те мышцы, которые хочешь сохранить."
Если атрофируются какие-то "несущественные" мышцы, то это неизбежно приведёт к болезням, как это обычно и бывает, так как в организме нет ничего лишнего и всё взаимосвязано. Даже в этом лозунге на борту спортзала заключена идеология американцев, которые сосредоточены на узком направлении и не учитывают всей совокупности данных о той или иной проблеме, надеясь решить проблему в целом путём воздействия на выборочные точки и направления.
Конечно, какой американский фильм обходится без трюков и рискованных скоростных событий? И само собой в каждом трюке ГГерои совершают невозможное и выходят живыми и здоровыми, только слегка запылёнными из сложнейших ситуаций с катастрофами и взрывами. Даже синяков не потирают. Это для молодёжи создаёт представление о том, что не нужно считаться ни со скоростью движения транспорта, ни с высотой прыжка, ни со взрывной волной, ни со многими другими физическими закономерностями, которые будут выполняться на практике, сколько бы молодёжь ни думала иначе, почерпнув опыт ГГероев многочисленных американских фильмов, где трюки не соответствуют научной и практической правде жизни.
Любовные сцены американцы играть не умеют: у них всё получается наспех и скоропостижно, грубо и далеко не романтично. Зритель ещё не успеет настроиться посмотреть, как будут развиваться личные отношения главных героев, как ГГерои будут находить не только общий язык, но и чувства, согревающие душу, - а всё уже решается, как обычно в американских фильмах, без ненужных околичностей: совместно помотались по делам, в одной из коротких пауз обнялись и тут же переспали, потом поскакали дальше, - а чего ж ещё размазывать? Кто желает видеть настоящую романтику и выстраивание взаимопонимания и чувств для души, тому лучше обратиться к южно-корейским дорамам, Там есть и приключения, и трагедии (без этого редкий сериал обходится), и детективные стороны, и фантастические, то есть тот же набор, что и в американских фильмах, только гораздо ближе к жизни и более сложно, как всё, что делается на Востоке. Любовь и переживания на Востоке показывают поинтереснее, чем на этом по сей день грубом и прямолинейном Американском Западе. В южно-корейских дорамах есть что и посмотреть и подумать, сопоставляя с реальной жизнью. А американские фильмы, как были ещё во времена вестернов далеки от реальности, так и по сей день продолжается, и одышки от усталости у них не возникает, - вот что интересно.
Желаю всем зрителям с удовольствием посмотреть эту очередную проповедь на американский лад, чтобы лучше понимать, чем они дышат и о чём мечтают на будущее.