Каноны обязательности Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов и среды/пятницы

Aug 15, 2018 00:26

Ниже перечислены первые найденные мною каноны, устанавливающие посты в тех датах, какие соблюдаются на сегодняшний день.

Обязательный Великий пост, среда и пятница установлены 69 правилом св. Апостолов (одобрено VI Вселенским собором): "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен".

Обязательный Петров пост установлен митр. Киевским и всея Руси Фотием в его послании священникам и инокам, о важности священства и об обязанностях священнослужителей: "приходящая вся святыя посты честно и чисто наказуйте препровождати, с радостию и с благодарением, без скорби же и без преслушания. <…> богоноснии Отци <…> к святым Апостолом предаша святаго поста. И омеждо же тех времен спасительных всяку християну <…> в пощениих, смиряти и сокрушати себе".

Обязательные Успенский и Рождественский посты установлены Константинопольским синодом эндимуса при патриархе Луке Хрисоверге. Оригинальное постановление не сохранилось. Его содержание известно из пересказа антиохийского патр. Вальсамона: «[Коль скоро], как сказал сам святейший патриарх [Лука], продолжительность [Успенского] поста и поста, который бывает перед Рождеством Христовым, не указана в каком-либо письменном [источнике], нам следует придерживаться неписанного церковного предания и соблюдать пост [перед Успением] после 1 августа, а [перед Рождеством] - после 14 ноября. Если же телесные болезни не позволяют [кому-либо] поститься, то с разрешения епископа указанное [количество] дней может быть сокращено, ибо такой [подход] также следует из неписанного церковного предания».

P.S. На самом деле, Петров пост был установлен на столетие раньше послания Фотия: в своём правиле о Петрове посте упоминает митр. Максим. Но я не считаю это постановление действующим, так как митр. Максим приводит в качестве аргумента "предаша святии собори". Однако, никакие соборы не постановили держать Петров пост - неудивительно, что митр. Максим не приводит ссылки на конкретный собор. А раз это не так, то и постановление можно считать недействующим.
Previous post Next post
Up