Наш опыт - скопировано с форума.
Почему? Я для себя решила, что школу мы всегда успеем осилить (к тому же на семейном образовании горааааздо меньше времени тратится на обучение) и для себя в приоритеты поставила внешкольное (дополнительное) образование - кружки. Анька в первом классе (в 7 лет) выбрала 11 штук. Ни с какой школой мы бы столько не осилили :-D Я решила так: пусть ходит, выберет, что ей нравится - тогда от остальных откажется. Думала, что через полгода, но оказалось, что нет. До конца учебного года так на все 11 и ходила. Вторая для меня важная причина: я не хотела, чтобы стресс от попадания в школу (через который все дети проходят, ага) был в столь раннем возрасте. Позже он легче переносится. Все 11 лет обучения мы вряд ли бы осилили на семейном, это я сразу осознавала, у меня слишком общительная девочка. Плюс я вряд ли смогу обеспечить дома лаборатории по физике и химии, например. У одной моей знакомой дети ходили в кружок химии - это был бы лучший вариант, но рядом с нами такого нет. А потом они переехали жить в Черногорию, но продолжают "учиться" в Питере, только теперь уже удалённо. Но это я отклонилась от темы :-D
Как решились? По счастью, в Питере при желании можно найти реальных знакомых с таким опытом :-[ Глядя на них и решилась.
Отыгрывать назад я бы ни в коем случае не стала! Хотя опыт у нас получился не очень удачный. Рассказываю.
Мы нашли школу, в уставе которой прописана возможность семейного образования, заключили договор. НО я для себя, в итоге, сделала вывод: я не умею следовать плану и не могу заставить заниматься свою дочь. К концу первого класса мы программу не сдали. Перевелись в школу-экстернат, это дороже (платная; дистанционное обучение в Питере она же предлагает). Оба года нашего семейного образования бабушки очень сильно давили, ну, это можно понять. За второй год Анька прошла первый и второй класс в этой школе-экстернате, но постановкой руки (письмом, почерком, который нарабатывается только систематическими занятиями) с ней занималась бабушка, русский язык только она (свекровь) Анне и вытянула. Минус - с нас не требовали английский (он в обязательные предметы не входит), и мы его не учили.
В третий класс под давлением бабушек и, главное, по просьбе самой дочери отдала её в школу. Как я выше писала, она очень общительная, и кружков ей не хватало - там же не каждый день занятия и почти нет переменок, когда можно просто поболтать, например.
Из кружков на второй год "отвалился" только один (скауты, они просто перестали нам сообщать о своих мероприятиях, а я и не настаивала). С походом в школу я уговорила Анну бросить хор+сольфеджио+баян+фортепьяно, керамику, одно из двух ИЗО, но добавились в школе моделироание одежды и бассейн, получилось 6 кружков. В этом году их тоже 6, но некоторые другие. В прошлом году Анна в школу отходила, сейчас уже опять на семейное просится. Я решила так: если с учительницей (агни-йогой нашей) разобраться не удастся, может, заберу, но сначала дождусь первой болезни и посмотрю, сможет ли она теперь сама себя организовывать (с моей помощью, но раньше просто не заставить даже было) на занятия. Болезнь для этого благодатное время - есть официальная отмаза от хождения в школу :-D Кстати, одна девочка у нас в классе так и делает - три дня ходит, потом две недели "болеет" (наверное, врач знакомая, справки им постоянно делает, или правда болезненная девочка, но на кружки в это время она обычно ходит - не в школу). В принципе, наша участковая врач моим тоже в прошлом году выдавала под конец справки уже не видя детей вообще, я без них на выписку приходила: "Мы болели с такого-то по такое-то". Потому как и правда много болели :(
В общем, оценивайте свои силы. Репетитора я нанимала по английскому в параллель школе, потому что все в классе второй год англ. учили, а Анька - первый.
Пару слов о втором ребёнке. Ваню я отдала в школу одновременно с Анькой (у них как раз два года разница). Про него я сразу знала, что не смогу заставить учить. Правда, на мой взгляд, к школе он был не готов. Ему 7 лет исполнилось в августе, читать его летом перед школой бабушка научила, но еле-еле, он левша, из-за этого проблемы с логопедией, и т.п. Но школа новая, и попасть в неё было реально только в тот год. Я записала 104-м из официально набираемых ста, решила для себя: попадёт - пойдёт, нет - посидит ещё годик. Взяли всех. С учительницей ему повезло, но техника чтения даже сейчас (начало второго класса) - 30 слов в минуту, очень мало. Пишет жутко, даже Анна лучше писала, хоть и без опыта была. Адаптация к школе у него жутчайшая была, вплоть до того, что он меня конкретно бил, закатывал истерики по дороге из школы. Кстати, меня поделить не могли - мы первые два месяца на маршрутке ездили, это была жуть (машина в ремонте была), адаптация у обоих. Лучше бы всё же в разные годы шли. Д/з весь первый класс наотрез отказывался делать (сейчас лучше, но тоже не всегда делает, и фиг заставишь, я не сторонница жёсткого воспитания). Всё это лето провёл с бабушкой (свекровью) на Урале, она там с ним много занималась (читали, писали). Теперь каждое утро (тяжело просыпается, он, в отличие от Аньки, сова) меня спрашивает, зачем ходить в школу. На ответ "учиться" говорит, что для учения существуют бабушки =-O И что отвечать, я не знаю, честно :-D
Вот честно жду, когда заболеют, чтобы понять, потянем ли мы семейное теперь :-D Проблема только: придётся опять искать школу с прописанным семейным в уставе, потому как экстернат мы не потянем по деньгам сейчас. И программу менять уже не хочется, у нас 2100, а в экстернате нашем - Школа России. Наша сильнее, всё же.
Ещё хочу, чтоб возить меньше пришлось, тогда я буду меньше уставать и у меня останутся силы на запланированные предметы, отсутствующие в школьной программе. В шесть лет учила Аньку программировать на Лого, например. И историю, ИМХО, надо с первого класса учить, только в более приемлемой форме. И биологию/анатомию - у них как раз интерес. И географию. Созвездия хочу их научить определять. Узлы морские вязать. И многое другое :-D Вот только сил не остаётся у меня, а у них времени :( Школа время крайне неэкономно расходует.