О Монтессори, или наш опыт с развивающими центрами и детскими садами

Aug 31, 2005 23:13



Когда Анюте исполнилось 2 года, мы жили тогда на Тихорецком, я решила, что пора найти какие-нибудь развивающие занятия для ребёнка. Какие они бывают и чем друг от друга отличаются, я тогда совсем не знала. Сначала я позвонила в Колыбельку, поскольку знала, что их все хвалят. Но был, кажется, октябрь, и мест свободных в группах не было. Тогда мы пошли просто в ближайший центр, как оказалось, совсем простенький и дешёвый. Моё мнение - тогда и этого было достаточно, т.е. ходили мы туда не "развиваться", а общаться. Удобно это было ещё и тем, что с Ивой в это время гуляла няня (ему было около 4 месяцев).

Затем мы переехали в центр, на Шпалерную (съехались с друзьями). Примерно в это время я наткнулась на описание системы Монтессори в интернете, мне очень понравилось (даже не так: я почувствовала, что это моё, я теми же принципами руководствуюсь дома, воспитывая детей). И рядом (15 минут ходьбы) обнаружился развивающий центр, работающий, как они писали, "с элементами Монтессори". Это была "Крошка Ру". У них мне понравилось очень, НО. Во-первых, дорого, во-вторых, это именно с "элементами", т.е. Там занятия проводились уроками - по 45 минут, уроки были такие: "Монтессори-среда" (т.е.именно Монтессори, но её должно быть не 45 минут, а 3 часа! Впрочем, идеал в нашем городе (а скорее, и вообще в нашей стране) никто не поддерживает, максимум 1,5 часа я встречала, хорошо, если есть свободный доступ к Монтессори-материалам в другое время тоже), "ИЗО", "английский язык", "музыка". Ходили мы туда в возрасте 2,5 - 3 года. На музыке Анюша, как правило, уже ничего не делала, почти спала, тяжела такая нагрузка для ребёнка.

Про следующий учебный год я думала: ребёнку три года исполнится, пора в садик. И тут как раз один Монтессори-садик (группа Монтессори на базе обычного детского сада; на тот момент их было всего три в городе) открывался прямо напротив "Крошки Ру". Вернее, "Золотая бусина" решила попробовать такую схему работы, и переехали туда. Главный минус новооткрывающихся Монтессори-садов в нашей стране - одновозрастная группа. По Монтессори в группе должно быть примерно одинаковое количество детей трёх, четырёх, пяти и шести лет. И маленькая группа оказалась. По спискам нас было 12 человек, реально ходило 8 - 10, почти все трёхлетки. В "Золотой бусине" нам было ЗДОРОВО!!! И Анюша в восторге была, и я.

Затем мы снова переезжали, теперь уже с друзьями разъезжались. Первое время я возила Анюшу со Звёздной на Чернышевскую (тогда у нас ещё была машина), но потом решила, что это тяжело. Другой из трёх Монтессори-садов в городе был на Парке Победы (и сейчас там есть), и я решила перевести Анюшу туда. В то же время я училась на Монтессори-педагога и пошла работать (вернее, на практику) к той же директрисе, но не в сад, а в разв.центр (тоже по Монтессори, но для детей от года, я была на группе трёхлеток, 3 р.в неделю, это между Техноложкой и Фрунзенской). Стали мы ездить с Анютой на Парк Победы. Затем у нас угнали машину и я порадовалась, что от дома до садика идёт маршрутка. Однако ходили в этот сад мы всего полтора месяца. Затем настали зимние каникулы, после которых Анюша отказалась идти в сад наотрез. Позже уже ещё с мамой одной девочки, у которой тоже после той группы проблемы психологические (ещё большие, чем у Анюты) начались, мы докопались до причины. Там была воспитательница, которая не любила детей. Из того, что конкретно там происходило, мы знаем очень мало, дети молчат в таких случаях обычно :( Под новый год эту воспитательницу уволили, но Анюта в эту группу уже ходить не хотела. Я хотела её в "старшую" группу в этом саду отдать, но мест не было (а там всё здорово, по слухам). В нашей группе 2/3 детей были 2,5 - 3 лет.

Два месяца мы сидели дома, затем Анюша согласилась опять идти в сад, но только в "Золотую бусину". Ещё полтора месяца я возила её каждый день на маршрутке и метро туда и обратно. Затем нашу группу выгнали из сада :( Вернее, сказали, что на следующий год выгоняют, а на май объединили с другой группой, но мы - родители и воспитатели - туда уже не ходили.

На следующий год директор "Золотой бусины" с одной воспитательницей вернулись к старой схеме работы (по полдня, развивающие занятия), помещение себе нашли на Садовой. А две другие воспитательницы с большей частью детей договорились с другим садом, на Некрасова. Но оплата стала в полтора раза выше :( И я была уже беременная, мне уже тяжело возить было, тем более, что Иву оставить не с кем, а с коляской на маршрутке не поедешь, т.е. это выглядело так: полчаса пешком до метро, затем на метро, затем 15 минут обратно в один конец, после чего Иву надо куда-то девать было... В общем, мы не стали туда ходить (к сожалению).

В октябре переехали уже в эту квартиру, пытались пойти в обычный сад, не пошло (тьфу! все недовольны были, в итоге муж не разрешил больше мучиться самой и мучить Анюту, и мы перестали пытаться туда ходить). Весь этот год сидели дома. И теперь идём в "Монтессори-школу Вали Михайловой", которая когда-то была отделением Колыбельки :) Это территориально между Пискарёвкой и Ручьями.

==================================

Пара слов об отличиях Монтессори-групп от обычных.

Группы разновозрастные (правда, у Вали это от 4 лет до школы или от 3 до 5, а классически должно быть от 3 до 6). Ребёнок каждый раз сам решает, что ему делать. Учитель никогда не указывает и не заставляет (это касается не только занятий, а вообще всего). Правила поведения в группе разрабатывают сами дети. Учебного плана нет. Есть развивающая среда, которая поделена на зоны (сенсорная, русского языка, математики, космоса (сюда включаются вообще знания о мире: биология, химия, анатомия, etc.) и упражнения практической жизни (то, что нужно для самообслуживания и помощи другим)), в каждой зоне стоят в свободном доступе детей материалы, с каждым материалом дети определённым образом (несколькими) могут работать, первый раз учитель проводит ребёнку презентацию, что можно делать с этим материалом, остальные способы использования ребёнок придумывает сам (творческое развитие). Классически кроме этого не должно быть больше ничего, но в нашей российской реальности те или иные занятия детям тоже проводятся, в дополнение к работе в Монтессори-среде. У Вали Михайловой это, например, для старших детей французский язык и подготовка к школе, для всех детей - музыка, ритмика, также отдельно создана среда для изобразительного творчества (весьма богатая, ИМХО!), есть отдельный спортзал, зал для спектаклей. Но я отвлеклась. В развитии детей прослеживаются некие сензитивные периоды, которые проходят все дети, но каждый в своём темпе. Т.е. есть период, когда они интересуются переливаниями-пересыпаниями, а есть период, когда "на ура" идёт письмо или математика. Если нужный период пропустить (т.е. не дать развиться данным способностям в это время), нагнать потом сложнее. Поэтому считается, что оптимально идти в Монтессори не позже четырёх лет. Эти же периоды, кстати, гарантия того, что если у ребёнка нет сложных психологических трудностей (например, если домашнее воспитание прямо противоположно этим принципам), то он сам научится к школе и читать, и считать, и вообще будет многосторонне развит.

У Вали Михайловой сейчас уже и начальная школа есть (а к тому времени, когда наши дети подрастут, вероятно, и дальше будет - они для своих детей всё создавали, и с ростом своих детей расширяют область деятельности).

Да ещё, третий из тех Монтессори-садов (на базе обычных дет.садов) находится на Удельной. Сейчас их уже больше, я знаю, что с этой осени открывается группа на Народной ул. Вероятно, ещё где-нибудь тоже есть.

дети, дневник, околодетское, раннее развитие, Анна

Previous post Next post
Up