Я прошла онлайн обучение по методу SAY. В рамках экзамена нужно было написать небольшое эссе-ответы на вопросы, которые заставили о многом задуматься.
Правильных ответов на такие вопросы не может быть, эти ответы - мои.
Здесь видео аж на 15 минут о результатах обучения:
You can watch this video on www.livejournal.com
1.Почему преподавание детям английского это “мое”/”не мое”?
Я мучаюсь вопросом этим давно, поскольку работать с детьми начала 2 года назад и только лишь для того, чтобы выйти из зоны комфорта. В жизни моей детей не было, не было племяшек, с которыми многие водятся и видят поведение детей. Для меня это был кошмар - я не знала, о чем говорить с ребенком, как себя вести, и даже думала, что дети это крайне несознательные существа, с которыми нет смысла общаться. Но жизнь и опыт работы привели меня к детям, начиная с самых маленьких, а сейчас работаю репетитором со средними школьниками, и не считаю, что это очень легко.
Кажется, что это мое, когда дети рады меня видеть, когда улыбаются и занимаются, когда ждут нового занятия. Но дети еще и быстро устают и очень искренни в своих эмоциях: поэтому если им скучно, они это сразу и покажут, и тогда я думаю, а может, это и не мое вообще? Вот так на волнах «мое/не мое мы» и колышимся, пока я не дала себе четкого ответа, но занимаюсь этим и вижу огромное поле для деятельности и развития в этой области.
2. Do I see myself being a teacher in 5 years? How I see myself in 5 years.
I think I could be an English teacher in 5 years still, but I at the same time I doubt it. From time to time, I feel so exhausted with teaching, especially if children are not concentrated or are tired. I love playing with them, but now I teach to pupils of secondary school and it is not enough only playing and making crafts with them, they are to pass the exams and games and crafts of course could help, but not fully enough. Anyway, in 5 years I hope to be the mother of my own 2 children, so hopefully I’ll be teaching them too and will be more skilled by that period of time.
3. Что значит “эффективный преподаватель/профессионал”, “качественные занятия”? Что это значит в отношении английского для детей. Какие критерии? Я “эффективный преподаватель”? Что мне нужно развивать, чтобы им стать?
Эффективный преподаватель:
- знает свой предмет,
- последовательный, умеет правильно подать предмет и выстроить процесс обучения,
- умеет заинтересовать,
- умеет расставить границы и рамки,
- симпатизирует своим ученикам, даже любит их,
- умеет создать такую атмосферу, при которой ребенок хочет показать себя и не боится раскрываться и раскрывать свои умения и навыки,
- умеет признавать свои ошибки и говорить, что он чего-то не знает,
- терпеливый, готов повторять одно и то же по тысяче раз,
- гибкий, умеет подстраиваться под ученика и его особенности,
- получает хороший результат,
- ест яблоки ;) (он обычный человек, как и вы)
Все эти пункты можно отнести к преподавателю в любой области. Если ученику вы не нравитесь, он не будет от вас учиться чему-либо.
Что мне нужно развивать?
Лично мне, как я думаю, не хватает последовательности и структурированности в своих занятиях, я часто прыгаю туда-сюда от темы к теме, поскольку сама люблю учиться отовсюду и сразу. Но порой глубинная структура просто необходима, и я к ней стремлюсь, насколько у меня получается. И еще я очень мягкий преподаватель, я не могу быть строгой и, мне кажется, я плохо выстраиваю рамки и границы, увы. А с каждым ребенком свои рамки нужны, всех под одну гребенку не подстроишь.
К тому же детей очень сложно заинтересовывать, их постоянно нужно мотивировать, для меня это самый тяжелый момент в преподавании детям. Взрослые обычно знают, зачем им нужен язык, они сами себя мотивируют. А дети очень часто не понимают, зачем им нужен педагог, который все время просит их читать, писать и делать упражнения.
4. Am I a happy person?
Why not? I do what I like, I improve my skills and my knowledge nearly every day. I am inspired by my students every weak. I usually search for something new. I can afford attending such courses like this one thanks to my profession of a teacher. I do think that a happy person looks like me, haha! Never stop learning and never give up, start to be a new you!
5. What am I teaching children as a person? What do I want to teach them?
First of all, I want to teach kids to think on their own, to use their own brains in solving any problems.
Secondly, I would like to teach children not to be afraid of committing errors, because this is life.
Thirdly, I’d prefer that my students would think before they say.
And last but not the least, I want to teach kids to be attentive, careful, open-minded and hard-working.
6. Чему я научилась на курсе. Самые важные выводы, открытия, озарения, которые случились во время обучения.
1) Для меня открытием стали topic activity, worksheets и crafts.
Я не знала, каким образом проигрывать моменты из жизни, которые отрабатываются в ТА, а на курсе это наглядно показано, и теперь любая игрушка посреди занятия вдруг засыпает ;)))
Я раньше не знала про воркшитс, оказывается, с малышами очень полезно все это делать (это и русского языка также касается, я приятно удивлена).
Также поделки стали открытием: делать что-то руками и при этом рассказывать о том, что ты делаешь - какая чудесная идея! Вот оказывается, как пробуждать интерес малыша!
2) Я постепенно начала перелопачивать свои уроки и составлять план того, с чем я приду на занятие, как я буду переходить от одной темы к другой. Это заслуга коучинга. Это очень для меня сложно, но я пробую. Структурированность и логичность - правильные составляющие занятия.
3) Я до сих пор сомневаюсь, стоит ли ставить проверку домашнего задания в начало или конец занятия. То же самое касается грамматики. Поскольку я занимаюсь с детьми постарше, я не могу позволить все занятие играть или разыгрывать ситуацию из жизни, ведь нужно закрепить грамматику и почитать тексты, повторить новые слова и иногда провести контроль. Поэтому до сих пор стоит вопрос: начинать с д/з и грамматики (поскольку это сложнее и требует большей концентрации), а затем играть в игры и разыгрывать ТА? Или наоборот? Я всегда считала, что сначала сложное. Но после коучинга у меня появились сомнения.
7. Я занимаюсь с ребенком. А прогресс очень медленный. Практически нет. Что я буду делать?
Это прям история из моей жизни, она происходит сейчас, на данный момент, и думаю, что она еще не завершена. Но все же. У меня есть ученик Дима, я назвала его «сложным» учеником, но на самом деле он обычный мальчик.
Мы говорим, что ребенок ленится, а в глубине есть тому причины. Я пытаюсь докопаться. Мы занимались весь год по часу 2 раза в неделю с переменным успехом. Вначале ему было интереснее, чем сейчас. Он в 5 классе, то есть по моим меркам не маленький уже. И тут началось… где-то 2 месяца назад он перестал вообще делать домашнее задание, перестал учить слова, даже самые простые, и все время говорил, что хочет только играть, а в течение занятий я то и дело пыталась вернуть его внимание, которое переключалось на все что угодно вокруг - в его комнате всегда находились игрушки, бумажки, карандаши, колонки и прочее, что было интереснее языка. Печаль.
Я решила, что ребенок, видимо, сильно устает, и снизила нагрузку: стала задавать не 6 страниц упражнений с картинками, а 2 страницы, например. Учебник красочный, с картинками, и темы брала легкие, которые он уже знал, просто мы их повторяли.
Я также поговорила с родителями, спросила, сильно ли он, по их мнению, устает. Они говорили, что вроде бы не должен сильно уставать. И что отношение к другим предметам у него тоже такое же. К сожалению, часть ответственности за поведение ребенка как-никак ложится на родителей. Должен ли учитель английского быть еще и воспитателем и прививать дисциплину? Не слишком ли много ожиданий от учителя? По мне, так это больше забота родителей. Хотя и я тоже пытаюсь сделать все возможное.
Я не знаю, какая у них ситуация в семье, но ребенок с трудом концентрируется в принципе, зато с легкостью отвлекается на все, плюс у него очень много всегда игрушек и новых предметов, которые родители ему постоянно покупают. В этом тоже проблема, как я вижу.
Затем однажды он заявил, что ему скучно и мы даже не поем. Сказал, что ему не понятно, зачем делать упражнения на те темы, которые он итак уже знает. А на темы, которые новые - у него не хватало сил, внимания и терпения.
Я взяла песенку the wheels of the bus go round and round, где все по тысяче раз повторяется и надо запомнить лишь некоторые части автобуса - окна, двери, колеса и гудок. Но он даже это перестал учить. При этом говорил, что английский ему нравится, но он хочет играть, и еще ему нравится футбол.
Я стала опускать планку своих требований и максимально упрощать занятия. В итоге мы опустились до уровня малышей 3-8 лет, и на занятии только играем. Честно говоря, это удручает меня и сильно портит мое настроение последний месяц, ведь ребенку, на минуточку, 10 лет, а не 5! Я ухожу с занятий в полном расстройстве, но стараюсь этого ребенку не показывать.
Я решила, что ему нужен этот отход назад (ведь мы дошли до темы Present Simple vs. Present Continuous, и потом началось….) Мы ушли сильно назад, на уровень детского сада, но я по-прежнему надеюсь, что это не зря. Мне нужно сохранить его интерес, я не хочу добивать его упражнениями, которые ему стали не в радость. Я не хочу его как-то наказывать, он только сопротивляться будет еще больше. Возможно, конец учебного года, действительно, давит на ребенка очень сильно. А я на него давить не хочу. И хотя я говорила пару раз, что расстроена, когда не делают домашнее задание, это для него не резон, и он на это никак не отреагировал. Поэтому пока будем оставаться на Тopic Аctivities и игровых моментах, чтобы он совсем не потерял интерес к языку. И надеюсь, после лета у него откроется новое дыхание.
Некоторые дети очень долго копят и аккумулируют знания. Им порой нужен этот отход назад, чтобы затем сделать большие шаги вперед. Нам, как учителям, надо набраться терпения и дать время. И прогресс пойдет. I hope.