Не часто мне попадаются истории путешествия в далекие края, да еще от первого лица. Поэтому я просто не мог не поделиться ею в своем журнале.
Оригинал взят у
twower в
Диксон
Продолжаю выкладывать отчеты о своей поездке в Арктику, которая состоялась в рамках экспедиции «Кара-лето-2014», организованной Арктическим научно-проектным центром (учрежден НК «Роснефть»).
Экспедиционное судно «Академик Трешников» должно было забрать наш журналистский десант из Диксона в районе 11-12 августа, поэтому вылет из Норильска на остров был запланирован 6-го числа. Вроде нелогично, да? Лететь чуть ли не за неделю до отплытия?
Дело в том, что на Диксон самолет отправляется лишь раз в неделю, по средам. Рейс чартерный, в роли рабочей лошадки - Ан-26. Билеты в Норильске невозможно купить заранее, поэтому приходится в порядке живой очереди стоять с утра пораньше у окошечка в кассе. Если нелетная погода, или перед вами раскупили все билеты, останетесь ждать еще неделю.
Полет длится 2 часа, в ходе которого даже конфетки разносят и чай предлагают.
Видео посадки на аэродром
http://youtu.be/IroMUFGI-As Первое поселение было основано именно на острове в 1915 году, затем была заселена и континентальная часть. В 80-е годы население Диксона составляло около 5 тысяч человек, поселок процветал, но последовавший за распадом СССР экономический кризис, помноженный на угасание интереса государства к Арктике, привел к достаточно тяжелым последствиям: за 30 лет население уменьшилось почти в 10 раз. Люди уезжали на большую землю, т.к. работы становилось все меньше и меньше. В 2010 году было принято решение переселить всех жителей островной части в континентальную часть поселка. На острове осталась одна семья, которая не захотела переезжать, да приезжает очередная вахта для работ на метеорологическом центре и аэродроме.
Островная часть поселка
Аэродром из-за своего состояния постоянно находится под угрозой закрытия. Например, со следующего года могут отменить авиарейсы Ан-26-х, которые планируют заменить на перевозки вертолетом. Сопоставляя вместимость Ан-26 и Ми-8, нетрудно понять, что такой шаг приведет к удорожанию билетов, которые и так недешевы, а также к проблемам с перевозкой грузов.
Здание аэропорта
Вдали на аэродроме виден памятник - самолет Ли-2, установленный там в 70-е годы
Поскольку вахтовый автобус задерживался (повез пассажиров к самолету, т.к. доставивший нас Ан-26 сразу же отправляется назад, в Норильск), мы решили пройтись пешком к причалу, где нас ждал катер для переправки на континентальную часть.
Брошенные дома поселка на острове
Тягач АТ-Т, выпускавшийся с 1950 по 1979 годы
Подходим к причалу. В грузовике - вещи пассажиров
Очень непривычно было после сервиса больших аэропортов услышать из кузова: «Эй, а вещи никому не нужны, что ли? Помогаем разгружать!»
Катер ходит на остров с континентальной части раз в сутки (плюс дополнительный рейс в день прилета самолета), отвозя вахту на метеоцентр, стоимость проезда - 150 рублей.
Причал на материковой части. Дом на заднем плане неофициально называется "Попугай" из-за своей окраски
Когда-то порт Диксона работал на полную мощность, принимал и обслуживал суда, но сейчас утратил былое величие.
Впрочем, история идет по спирали: из-за начала нефтедобычи на континентальном шельфе, а также планов по развитию Северного морского пути, порт вновь приобретает стратегическое значение. Уже решено, что он будет двойного базирования, т.е. пользоваться им будут как гражданские, так и военные.
Материковая часть поселка
В поселке осталось несколько жилых многоэтажных домов, котельная, детский сад, школа (с музеем), культурный центр (с картинной галереей и библиотекой). Поликлинику, в которой остался один врач, работающий сразу по нескольким специальностям, к сожалению, скоро закроют, т.к. содержание здания обходится в десятки миллионов рублей. Вместо нее будет фельдшерский пункт, а со всеми серьезными болячками придется лететь на большую землю.
Детский сад
Детей в поселке совсем немного, поэтому увидеть двух-трех рядом уже мини-событие
Пожарная часть
Филиал Сбербанка
В поселке функционируют 3 магазина и 1 бар, открывающийся по заявкам. Время работы бара - с 21 до 01 ночи, а продление веселья на один час стоит тысячу рублей.
Цены в магазине, конечно, «кусаются», особенно осенью-зимой-весной, когда нет навигации. Так что эти, августовские, еще вполне божеские (снимал на телефон, прошу прощения за качество)
На складах одного из магазинов еще остались следы былого блеска советских времен: елочные игрушки, расчески, женские сапоги. Они, конечно, не идут в продажу и сохраняются, скорее, как антиквариат
Снабжение пресной водой осуществляется из пруда, находящегося недалеко от поселка
По вот этим трубам
Инфраструктура ЖКХ достаточно изношена, поэтому в домах хоть и тепло, но за неделю мы были свидетелями 3-4 отключений горячего отопления из-за ремонта теплотрасс (возможно, что плановых). Так что надпись на стене, возможно, пророческая
Кстати, объявления в подъездах домов бывают весьма интересными
Даже до Диксона добрались догхантеры
Очень популярно на Диксоне при выпуске из школы оставить памятную надпись на крыше или стене какого-либо из зданий. Выпускников сейчас мало: 1-5 человек в классе, но активность их высока - надписи есть повсюду
Редкая «не про выпуск» надпись
Из достопримечательностей на Диксоне можно посмотреть на памятник на месте обнаружения тела одного из участников экспедиции Руала Амундсена
Памятник полярному исследователю Н.Бегичеву
На возвышении рядом с поселком установлены памятники, посвященные подвигу матросов ледокола «Адмирал Сибиряков», артиллеристам батареи №569, оборонявшим Диксон во время нападения немецкого линкора «Адмирал Шеер» 27 августа 1942 года, а также североморцам-полярникам, обеспечивавшим навигацию в годы Великой Отечественной войны
Командир батареи, защищавшей Диксон, попросил в своем завещании, чтобы его похоронили в поселке
В музее также есть памятная медаль «40 лет обороны Диксона»
13 августа за нами пришло экспедиционное судно, и с Диксоном пришла пора попрощаться. Надеюсь, что планы по восстановлению арктической инфраструктуры будут воплощены в жизнь, и поселок возродится.
Это был Диксон
Продолжение следует…
*****
Смотрите также:
«Кара-лето-2014»: научная деятельность.