ЦАМО, опись 2, дело 14 "Журнал учета происшествий 1943-"
9.3.43 523 иап Ла-5 №0161 пилот ст с-т Максимов, ла-5 №0119 пилот ст с-т Кривощеков, Ла-5 №0161 пилот с-т Антонов.
Не вернулись с б/задания. Ст. с-т Максимов прибыл в часть 10.3.43. Вели в/бой в результате Максимов был подбит, сел вынужденно ЮЗ Мещовск-Староселье. Судьба Кривощекова и Антонова неизвестна.
Самолет Максимова разбит, экипаж невредим.
(запись карандашом) Кривощеков в госп. г. Киров 27.5.43. Ссылка на оперсводку №95
Оперсводка №95 к 23.00 27.5.43
... В оперсводке №16 от 9.3.43 указан как не вернувшийся с боевого задания пилот 523 иап ст с-т Кривощеков в воздушном бою в районе Черный Поток был сбит ИА противника и с горящего самолета выбросился на парашюте. Находится в госпитале в г. Киров.
20 июня 2015 года, поисковым отрядом Архангела Михаила был поднят самолет ЛА-5 в Жиздринском районе Калужской области. Нам повезло и на поршнях двигателя сохранились заводские клейма с серийным номером, благодаря чему удалось установить историю данного самолета, а так же установить личность пилота. Пилотом данного самолета был ст с-т Кривощеков, которому удалось выжить при крушении. Уже налажена связь с родственниками пилота. Кроме того, удалось найти записи о данном воздушном бое со стороны противника. Пока что текст переводится, возможно потом добавлю его в запись.
В свободную минуту успел сделать немного фотографий поъема двигателя, которыми и делюсь ниже.
P.S. Перевели описание боя
Описание боя с Антоновым и Кривощековым
9 марта эскадрилья принесла две новые победы. Они произошли во время задания "Свободная охота", когда испанские самолеты встретились с двумя 2 ЛА-5 на большой высоте. Лейтенант Рафаэль Калея Гонзалес Камино преследовал вражеские самолеты и нагнал их. Он занял позицию позади и открыл пулеметный огонь по одному из них, но противник сделал маневр и ушел от огня. Тогда Лейтенант сделал вираж, снизился и попал в цель. Самолет противника охватило пламя, он упал посреди леса, вызвав пожар.
Со своей стороны Капитан Антонио Аллос напал на другой ЛА-5 и с третьей попытки русский самолет упал на севере Жиздры. Крылья и фюзеляж были разбиты.
1. Поисковый отряд разделился на несколько групп. Первая группа окапывала двигатель, вторая группа делала просеку, третья занималась подъемом бойцов, которых мы начали поднимать накануне, но не успели завершить.
2. Я был в группе на просеке, так как частично отвечал за техническое обеспечение подъема двигателя. К счастью большая часть пути до самолета проходила по старой заброшенной просеке. На протяжении нескольких часов расчищали ее от поваленных деревьев под проливным дождем. Дальше несколько маневров между деревьями и мы на месте крушения.
3. Обвязка двигателя тросами.
4. Для подъема было решено привлечь тяжелую технику в виде местного трактора.
5. Под острым углом двигатель не пожелал покидать шурф. Сделали своеобразную горку из соснового сушняка на более пологую сторону шурфа.
6. И двигатель без особых капризов покинул шурф.
7.
8. Во время крушения двигатель сильно обгорел и оплавился.
9.
10.
11. Момент истины. Очистка поршней от грязи и поиск серийного номера.
12.
13. Номера есть и они совпадают!
14. Как мы его вывозили из леса, это уже отдельная история. Тут он уже помытый на базе.
15. За день до подъема двигателя, буквально в нескольких сотнях метров, ребята зацепили первого бойца РККА. Зацепили на торчащий из земли носок ботинка. В следующий час вокруг было найдено еще 7 бойцов на расстоянии 4-5 метров друг от друга. Почти у всех осколочные и компрессионные травмы. По всей видимости были накрыты минометным огнем. Медальонов, к сожалению, найдено не было, так же как и подписных личных вещей. Павшие будут захоронены в братской могиле со всеми почестями.