В последнее время мне не раз приходилось испытать такое новое и необычное ощущение, когда узнаёшь, что гипотезы, которые тебе рассказывали в школе (причём не всегда называя их гипотезами) оказываются опровергнутыми. Надо сказать, школу я окончила совсем недавно, почти 4 года назад.
Например, та картинка эволюции человека, по которой кроманьонец выходит из неандертальца, в то время как по последним (крайним) данным это две альтернативные ветви развития. Причём неандертальцы и кроманьонцы пересекались на временной шкале, и одно время более агрессивные неандертальцы не пустили кроманьонцев из Африки в Европу.
В связи с устревшими научными представлениями мне вспоминается наша преподавательница уже в ВУЗе по курсу "финансы и кредит", которая читала (в прямом смысле) финансы только в аспекте государственных финансов (то есть экономическая теория примерно начала 20-ого века). Но это наш своего рода уникум. Она еще другой группе метафорично намекнула, чтобы ей на экзамен принесли "зелёный чай". За много лет работы не только она пустила корни, но и её мозг одеревенел и высох.
Возвращаясь к новым ощущениям, можно еще грустно пошутить, что в области физики подобных переживаний у меня не случится, потому что в школе нас физике доучили (и мы сами доучились) только до ньютоновской механики. [Зато будут ощущения "я познаю мир".] Помню, нас в конце 11 класса просили всех писать фидбек (неоднократно), и я всегда писала, что человек, не знающий 3-х законов Кеплера, ну или хотя бы Ньютона, не может считать себя образованным, вопреки укоренившемуся мнению, что если класс с углублённым изучением иностранного, то девочки должны бросать все свои силы на иностранный и игнорировать технические науки, ведь не понадобится. По правде говоря, таких же (как и я) убеждённых сторонников у меня не было, зато оппоненты нашлись. Вообще, это один из тех споров, который не имеет ответа и нет смысла кого-то переубеждать. (Мне даже этот спор кажется не менее пошлым, чем "что круче: рок или попса?".)
У каждого в своё время наступит момент, когда хватаешься за голову от зияющей белизны пятен.
Норберт Винер писал:
"...большинство так называемых культурных людей, не связанных с математикой по роду своих занятий, считает совершенно допустимым не иметь об этой науке ни малейшего представления. Математика для них - нечто в высшей степени скучное, сухое и отвлеченное. Если о ней когда-нибудь вспоминают, то она ассоциируется с неким подсобным аппаратом физики или с работой статистиков; в наиболее печальных случаях считается, что это почти то же самое, что занятие бухгалтерией. И уж, конечно, едва ли кто-нибудь из нематематиков в состоянии освоиться с мыслью, что цифры могут представлять собой культурную и эстетическую ценность или иметь какое-нибудь отношение к таким понятиям, как красота, сила, вдохновение.
Я решительно протестую против этого косного представления о математике."