Как стереотип мир покорил

Sep 20, 2011 20:49

На прошлой неделе функционировал на стенде ЛитРес на Московской международной выставке-ярмарке ММКВЯ. Купил несколько интересных книг, в том числе - «Философия повседневных вещей» Корнева. Проглядел, довольно интересная попытка концептуализировать роль и значение некоторых предметов. Может быть, потом напишу об этом подробнее.

В этой связи хочу рассказать о любопытной статье, на которую наткнулся. Статья интересна тем, что дает новый взгляд на вещи, которые стали настолько привычными, что уже не попадают в поле анализирующего зрения.
Собственно - сама статья "Horizontalizm and Readability". Я перескажу её вкратце.

Итак, несмотря на обилие медиа, заполневшего интернет за последние десять лет, основное предназначение компьютерного экрана - чтение. Например, вы читаете прямо сейчас :). Вернемся назад во времени, в 1984 год, когда специаисты Apple впервые столкнулись с проблемой организации текста в графическом юзер-нитерфейсе. Сейчас эта проблема и не кажется проблемой вовсе, но нужно понимать «скачок», который произошел. Переход от командной строки к графическому интерфейсу! Итак, проблема была в том, что текст целиком не помещался в пределах одного "окна". Дизайнеры макинтош думали, думали и придумали решение, которое до сих пор используется во всех графических интерфейсах. Один из этих ребят хлопнул себя полбу когда сидел в туалете и отматывал рулон туалетной бумаги. СВИТОК!



Diagram to explain the user interface mechanism of scrolling. From the Original Macintosh Manual. 1984.

А теперь самое интересное - представьте себе свиток! Представили? В какую сторону он «Разматывается»?  Думаю, Вы вообразили что-то в таком ключе:


Ну, может не совсем такой, но все же.. Штука заключается в том, что это идеализация. Самый распространенный "Формат" свитков древнего мира был с "горизонтальной прокруткой".



Например, знаменитые "Свтики Мертвого моря"

То есть тонны новодельных изображений свитков (гугл ищет мильоны их) являются профанирующими клипартами. Историки подтвердят, что большинство труъ свитков имело именно горизонтальную ориентацию. Таким образом, будучи многократно растиражированным, неправильный образ свитка закрепился как безусловный "паттерн", как стеоретипизированный образец, как эйдос всех на свете свитков. Ну, как Франция - Эйфелева башня, Русские - медведи с водкой, Тажик - Джамшут и так далее.

В чем же подвох, спросите Вы? Ключевой косяк в том, что при чтении сверху вниз и слева направо при скроллинге "сверху вниз" глаза теряют позицию, на которой остановилось чтение. Плюс деление на колонки комфортнее, чем море текста, плюс психологически такой текст сам собой делится на условные  "колонкостраницы", что также куда привычнее и позволяет ориентироваться "на листе".

Друзья, мы только что увидели, как стереотип вошел в нашу жизнь и навсегда изменил нашу оптику.

Вот такие дела.

компьютеры, история, история вещей, Стереотип

Previous post Next post
Up