Vespa - самый знаменитый на свете мотороллер, можно сказать, культовый.
По счастливому стечению обстоятельств, завод-производитель Веспы, Piaggio, находится всего в нескольких километрах от моего дома в городе Понтедера, об этом городе я еще расскажу обязательно!
А при заводе есть музей Vespa, один из самых примечательных околопизанских музеев.
На входе нас встретит, не удивляйтесь, паровоз.
Все дело в том, что около полувека до производства мотороллеров компания Piaggio занималась более серьезными проектами: самолетами, кораблями, поездами и даже кабинками для канатных дорог
А в 1946 году решила взяться за мотороллеры.
Vespa - первый получившийся удачно мотороллер, до этого из двухколесного транспорта с мотором в ходу были только мотоциклы. Piaggio отошли от принципов мотоциклетного строения и применили в работе над мотороллером... авиастроительный принцип: ничего лишнего, совмещение функций. Vespa. благодаря тому, является первым из спроектированных безрамных мотороллеров. Тем не менее, у нее было даже запасное колесо.
Прототипом мотороллера был Vespa MP5 (не путать с MP3), спроектированный еще в 1943,
а уже через три года вышла сама Vespa. Вот первые ее экземпляр.
Обновленная Vespa выходит почти каждый год
В 1948 году на мотороллеры стали ставить 125-кубовый мотор мощностью 4 л.с., а в 1953 году его мощность возросла до 4,5 л. с. После увеличения рабочего объема до 150 см³ мощность выросла до 5,5 л.с.
Веспа так же выпускает гоночные мотороллеры
Самый известный: Vespa 90 SS
А в 1970 Vespa покупает завод гоночных мотоциклов Gilera
Кроме мотороллеров, Piaggio выпускает забавные трехколесные грузовички Ape
Красненький - это мой любимый. Называется "сицилийский грузовик" и разукрашен картинками быта сицилийцев.
Грузовички даже исполняли пожарные функции в небольших городках:
Кстати, если Vespa переводится с итальянского как "пчела", то Ape - оса.
А еще завод выпускал мопеды Ciao , ориентированные, внезапно, на японский рынок (муж на таком в школу ездил)
Ну и, конечно, множество концептов мотороллера представлено в музее:
Один даже реально использовался во французской армии
а это - Vespa с афтографом Сальвадора Дали, котрого испанские студенты случайно встретили у моря. Видите, написано: Gala
Многие известные люди почитали за честь проехаться на Веспе и запечатлить это на фото
А вот моя любимая Vespa: Mucca pazza (сумасшедшая корова)
Так же представлены в музее веспы-путешественницы, объехавшие весь мир
И побывавшие на Килиманджаро
Более подробную историю мотороллера можно пролистать по годам в электронном варианте
Либо же прочесть в полном архиве, доступном любому
Кстати, в Советстком Союзе тоже выпускали аналог Веспы - Вятка. Прав на Веспу завод у Piaggio не покупал, короче, просто стибрил.
Похожа?
В музее, естественно, Вятку проигнорировали.
Официальный сайт музея:
http://www.museopiaggio.it/ Время работы вт-сб с 10 до 18
Вход свободный, но для групп от 10 чеолвек - платный (начиная с 20 евро за группу).
Добраться из Пизы: можно либо на автобусе с центрального вокзала Пизы, либо на поезде. Конечная точка одна - Pontedera (вокзал, если будете ехать на поезде, называется Pontedera-Casciana Terme). Время в пути - около 20 минут на поезде и около 40 на автобусе. Стоимость - около 5 евро поезд и около полутора автобус.
С вокзала сразу нужно по подземному переходу пройти под путями на другую от вокзала сторону и окажетесь у музея.
Путь вам покажет указатель:
А перед поездкой можно полюбоваться Веспой, естественно, в "Римских каникулах", "Талантливом мистере Рипли", "Американском пироге", "Черной кошке белом коте", "Теории большого взрыва" и даже в клипе Гаги "Eh, eh".
Но лучше приезжайте!