Своевременное развитие и что делать "умненьким"?

Nov 02, 2015 17:01

Настали, наконец, золотые времена. Уже, кажется, почти всем понятно, чем плохо раннее развитие, которое по существу сводится к раннему обучению. В каких игривых обертках его не подавай, и какими тревожно-рекламными текстами не подгоняй. "После трех уже поздно!" И прочая интерполяция узкого опыта на широкую общественность, когда спец.наработки по детям с особыми сложностями в развитии, пострадавшим интеллектом, вдруг стали точкой отсчета для всех. Продаются такие конкретные штуки, конечно, хорошо, золотое дно. И тоска зеленая.

Еще несколько лет тому назад, я, помнится, чувствовала себя прескверно в этих разговорах. Мой круг общения ощутимо кренится в сторону людей волевых, амбициозных, хорошо образованных и далее по списку. Своим малышам они с пеленок зарядили пистонов интеллектуального толка, хотя и называли это иначе. Не только они, конечно, но они не привыкли ошибаться, не привыкли сильно сомневаться над решением. Я тоже в тот бой собиралась, однако, начитавшись нейропсихологии, свернула пьесу в первом акте. И дальше мы с приятелями друг друга не понимали. Все думают о своих детях настолько глубоко, насколько могут себе позволить. Я старалась быть лаконичной и аккуратненькой со своими доводами, байками об этапах развития мозга, но и это было лишним. Меня пошатывало от мысли: это что же, поколение, окружающее моих детей выйдет таким отмороженным? И сейчас не возьмусь ничего утверждать, есть ощущение: это почти ва-банк. Риски существенны. Фарш невозможно провернуть назад, и время ни на миг не остановишь. Каждый решает сам - конечно - разумеется.

Для полного цирка, у меня еще и дети высокие, на полголовы выше сверстников, поневоле сталкивались с совершенно заоблачными требованиями. Часто было жестоко-очевидно: их принимают за бестолковых, педагогически запущенных. "Сколько он уже знает букв?" малыш нивелировал не по возрасту пышной речью. А за дочку, фантазерку-созерцалочку, бывало совсем обидно: как, она не владеет навыками первоклассника к четырем-пяти годам? какой ужас, а еще приличная семья. Сколько раз меня смеряли этим тяжелым взглядом. Сколько раз я отвлекала детей и компанию от нависающей экзаменации. Сколько раз я сомневалась, углублялась в изучении, и приходила всё к тому же: каждому зерну свой посевной сезон, нечего снег копать в угаре - на другом конце поля выйдет засуха, а там-то, там - там нежнейшие бутоны диковинных цветов - ждут, ожидают, срок им отмерян.

К слову, вы не думайте, будто б я какая-то сверх-мама. Мне просто всё это раннее-привольное легко дается, и художественная профессия в помощь, у нас тут всё в красках-глине-пластилине (без академизма, разумеется). И ощущения смаковать - только дай - утону с радостью. То есть сенсорика у нас сама идет. А копать матчасть до центра земли - я просто люблю. Отсутствие муштры даром включено в характер. На фантазию не жалуюсь. И далее-далее, просто сложилось так.
Вот научение в симбиозе с контролем качества дается куда как тяжелее, приходится себя заставлять. И тот еще из меня пан спортсмен (из мужа не многим больше). Достались нам тела борзой породы, так и не дергались никогда в сторону физкультуры. Когда говорят: "Мальчик у вас богатырский, его бы в хоккей" - я вздрагиваю: "А? это с какой планеты позывной?" Нашла вот дырку в заборе стадиона, завлекаю туда детей под видом ролевой игры "Олимпиада". Завлекаю себя - правильнее будет сказать.

Так вот. Есть родители, что интеллект раньше времени не пришпоривают. Но есть же еще дети, которые "сами". Вцепится в буквы и давай читать. С ними как быть? (я опущу сейчас момент "социально-одобряемое поведение" - конечно, это накладывается, дети тянутся в тех областях, где чувствуют одобрение взрослого, окружения).
Одно дело "отстающих" подучивать, вектор приложения сил ясен. И совсем другое с "опережающими" - поймать себя на потаённой гордости, отказаться от нее и лавров - и признать: это тоже трудности развития, просто в другой части, их тоже надо постараться скомпенсировать.
Вот и мне пора освежить свои тайные оценки. Тут не торопится, зато здесь как богато плодоносит, здесь виртуозно, и здесь, и здесь, а там что?

Очень рекомендую к прочтению дискуссию.
Сохраню себе основные моменты. Важнейшие, местами очевидные, казалось бы, вещи. Но очень легко ускользающие из зоны внимания.


ludmilapsyholog

Мне кажется, проблема возникает не от самого по себе чтения, а от того, что родители очень сращивают ребенка с успехами в развитии. Хотя ребенок, рано интересующийся буквами, это такой же ребенок, как и тот, что очень ловко лазает, но с другим профилем склонностей. Но тот, кто ловко лазает, обычно воспринимается как "обычный", а тот, кто рано читает - как "вундеркинд". И, как выше написали, если ребенок не хочет читать - его будут стараться вовлечь, а если не хочет лазать - всех все устраивает, сидит с книжкой и славно. И никто не будет озабоченно обсуждать с педагогами неуспеваемость ребенка по физкультуре (неспособность выполнить простые нормативы). А если он скорость чтения не набрал - будет кипиш до потолка.

И основное, феерия от getnewpost

Раннее развитие действительно зло.
Знаете почему?
пока ребенок учится в три года читать и разглядывает буквы, он не активирует и не использует те участки коры головного мозга, которые проходят через сенситивный период развития. Коряво выразилась, но идея в целом такая - такие дети как ваш, раннеинтелектуализированные, с полутора лет бегающие за книжками и буквами, вовсе не опережающего развития, как многим хотелось бы думать. Они испытывают ТРУДНОСТИ с развитием.
Поверьте мне, как человеку, научившемуся читать к трем годам безо всякого спецобучения.)))

Это, ребята, проблема развития такая, до сих пор недооцененная педагогами и психологами, потому что для окружающих эти дети очень удобны. Конечно, учителям не нужно их учить, достаточно просто тестировать их знания и восхищаться :)

Только благодаря последним исследованиям мозга, с помощью МРТ и т.п. , которые позволили нам получать информацию о том в какой последовательности созревает кора головного мозга у детей - а также благодаря растущему количеству детей-аутистов (которые, как известно, часто обладают очень высоким IQ) - психологи и педагоги сейчас начала обращать внимание на удобных детей - "плизеров" и "интеллектуально опережающих". Начали обращать внимание и начали понимать - что это тоже дети с особыми потребностями, с определенными трудностями развития. И им иногда внимания и труда требуется БОЛЬШЕ чем среднестатистическому , то по факту они получают внимания МЕНЬШЕ чем среднестатистический ребенок. Потому что они ласкают самолюбие взрослых, и позволяют не вкладываться в отношения, не вкладываться в развитие.

Раннее развитие страшнее чем его малюют, потому что оно прячет, маскирует реальные проблемы развития определенной части детей - вот этих самых "опережающих".
Попробуйте сосредоточить свое внимание не на том, что ребенок рвется к книжкам и читать, а на том, чего он не делает - не притворяется днями котиком или грузовиком? не рисует каляки маляки на обоях? и т.п.

музыка и танцы это действительно хорошо для детей с проблемой интеллектуализации, но только не в 4 года, поверьте мне пожалуйста.
Разве что занятия очень свободные, без заданий, построенные на импровизации, на контакте между ребенком и взрослым, на ощущениях и самовыражении.
А вообще с занятиями лучше повременить лет до 10. Вот "среднестатистическим" можно лет с 6-7 на занятия, а "опережающим" лучше лет до 10 не ходить ни в какие кружки, где присутствует доминирование взрослого преподавателя, план занятия, задания и т.п.
очень велика вероятность что специальные занятия музыкой и танцами скорее заблокируют вашему ребенку умение к самовыражению, чем разовьют. А этим деткам очень надо развивать умение опираться на себя и самовыражение. Это их слабое место...

Интеллект ваш богатырский никуда не денется без развития, я вам обещаю. Зато то что сейчас не развивается, если не развивать сейчас - заглохнет, и потом во взрослом возрасте, очень трудно это все выковыривать, высвобождать и развивать. Возможно, но сложно.

__________________

проблема не в том, что ребенок просит называть ему буквы. Просит - называйте. Проблема в том, почему ребенок фиксируется на буквах. И в том, на чем ребенок не фиксируется, а по возрасту должен бы.

Активная позиция взрослого, на мой взгляд, такая: "мой ребенок любит выполнять задания и ходить на занятия. А дай ка я с ним поиграю в котика/грузовик. а дай как я расстелю на полу рулон обоев и предложу краску поразмазывать! сам то он испытывает трудности с этим, в чем я могу ему помочь?" Очевидно, что с буквами-то ребенок трудности не испытывает.

__________________

активно предлагать ему и другие виды деятельности тоже.
да, и я бы даже дальше пошла - не только активно предлагать, но и брать на себя ту сферу, которая явно хромает.
чтобы ребенок согласился, принял предложенную игру - надо чтобы у ребенка фантазия и игра уже были развиты в достаточной степени. Иначе будет как у одного из комментаторов выше - ребенок будет достаточно однозначно отвергать то, что у него не получается.
Так же как "среднестатистический" ребенок в 3 года отвергает предложения делать задания и бежит играть в куклы/машинки. Ну или как тут тоже в комментариях отметились - в полтора-два выучил буквы - потерял интерес. К трем уже забыл. Даже если не забыл, то все равно не рвется использовать свое знание букв направо и налево :)

Но - про "среднестатистических" мы знаем, что в 6-7 лет созреет медиафронтальная кора мозга, появятся несколько новых психических функций, в результате ведущая деятельность постепенно сменится с игровой на учебную и ребенок начинает сам тянуться к узнаванию нового, к тому чтобы задания какие-то делать и т.п.

А про "опережающих" мы не знаем практически ни-че-го... (Про нейротипичных "опережающих" я имею ввиду. Аутичные все таки имеют слишком большое количество значимых отличий, хотя изучение аутизма очень здорово сейчас двигает вперед и психологию и педагогику)

почему они развиваются именно так? Что делать с их образованием? Подходит ли им школа, заточенная под "среднестатистических", с их сменой игровой деятельности на учебную в 7 лет? Может их лучше в "творческую" школу отправлять в 7 лет, где они будут полдня петь, плясать, рисовать и говорить о своих чувствах?
нету на эти вопросы внятных ответов.... почему? да потому что никто не потрудился этих детей изучить, хотя их довольно много от общего количества. Использовать их особенности в хвост и гриву - это можно, других детей загонять до невроза, заставляя их "догонять опережающих" с помощью развивающих методик разнообразных - это пожалуйста, а узнать как обстоят дела на самом деле, увы, не потрудились до сегодняшнего дня педагоги и психологи.

__________________

вообще, эта тема требует всестороннего изучения, как по мне. стереотип "хилого и странного умника в очочках и с книжкой" скрывает под собой довольно печальный факт - что дети с какими-то проблемами, возможно даже со здоровьем, остаются без помощи, соматизируют свои эмоциональные проблемы, и в общем то, подрывают своё будущее жизненное благополучие. Но взрослые просто не видят этих проблем, как минимум пока они не начнут уже буквально глаза колоть. Как правильно ниже Людмила Петрановская написала - "сидит с книжкой - и славно"

__________________

>>>Только почему вы считаете, что дети с так называемым опережающим интеллектуальным развитием обязательно испытывают трудности с другими сферами развития?

По двум причинам: 1) эмпирический опыт, если позволите так выразиться.
Опыт моего собственного детства и те "опережающие" дети, которых я встречаю по жизни и в профессиональной своей деятельности, подтверждают что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Родители часто не хотят замечать проблем своих "одаренных" детей, так как это довольно болезненное осознавание.
Со своим собственным ребенком я тоже прошла через эту стадию... мне очень хотелось надеяться, что то что он заговорил раньше своих сверстников, чище и богаче - это он просто такой "от природы" или это благодаря тому, что я с ним много говорила, пела и т.п. Но к сожалению сейчас, когда ему почти семь, я отчетливо понимаю, что если бы не было у него одной определенной проблемы, он бы заговорил на год ПОЗЖЕ. Очень мне не хотелось верить что у моего ребенка риск речевых нарушений выше, чем у среднестатистических. Но сейчас, я вынуждена с этим согласиться, хоть это и огорчительно для меня, как матери. Пока удается лавировать и избегать неприятных последствий, но положа руку на сердце- лучше бы он не опережал, честное слово. Непростая это история.

"опережающих" детей определенные причины заставляют опережать, заставляют компенсировать нечто, чего мы часто не видим, не хотим замечать или не обладаем достаточной информацией чтобы понять, в чем дело...
Например, я замечаю определенную корреляцию между нарушениями вестибулярной чувствительности по Джин Айрес и интеллектуализацией интересов ребенка. Почему то вестибулярная гипер или гипочувствительность как-то связана с "опережением"

2) вторая причина - современные данные разных исследований, хоть они и разрозненные. Например, нейробиологами делались замеры IQ параллельно с МРТ-обследованием школьников, и эти исследования показали обратную зависимость между уровнем IQ и зрелостью префронтальной коры мозга у ребенка. Т.е. дети с менее зрелой, с медленнее среднего развивающейся корой мозга показывали более высокие результаты на тестах IQ.
Если обойтись без оценочных суждений, о том хорошо это или плохо, а воспринимать это просто как факт, то возникает масса вопросов, например, почему мозг более "одаренных" детей развивается медленней, может быть что-то мешает? Или другой вопрос - может быть эмоциональные проблемы, часто сопровождающие "одаренных" детей, это следствие недостаточно зрелой префронтальной коры, которая не очень то хорошо справляется с нагрузками, к которым приводит интеллектуальная продвинутость? Или например - не является ли интеллектуальная продвинутость следствием того, что более инфантильные способы восприятия и обработки информации сохраняются у таких детей дольше, чем у "среднестатистического"? Т.е. период первичного быстрого и некритического(!) накопления информации, характерный для детей для возраста до 2-2,5 лет, у некоторых детей затягивается и их мозг почему-то не переходят в период "продуцирования", а продолжает накапливать и накапливать информацию, испытывая затруднения с её переработкой и превращением в действия и творческий продукт - т.е. в игры и фантазии.
В общем , вопросов то на самом деле очень много, куда больше чем ответов... и мне почему то кажется, что у вас тоже этих вопросов тоже больше, чем ответов, иначе зачем бы вы писали эти посты и пытались найти поддержку и успокоить свои сомнения? :)

__________________

про речь, к сожалению, ответить не могу, не занималась этой темой плотно. Только по своему ребенку могу судить - он до сих пор, почти в 7 все еще выделяется на фоне сверстников , как "ребенок с развитой речью", а в два года, когда он начал сложносочиненными предложениями разговаривать, вообще конечно большинство сверстников были далеко позади по владению словом....
но есть тенденция даже не к заиканию, а к повторению слов, фраз, частей фраз... причем лет до 4х вроде не было, а вот с возрастом набрало обороты. Причем я вижу то же самое "удвоение " в некоторых моторных движениях, например когда он считает предметы, он может два раза ткнуть в один предмет пальцем и не замечая этого, посчитать его дважды.
но в целом, это все контролируемо, если его сосредотачивать на правильном размеренном дыхании, на ощущениях - это "удвоение" пропадает, и он справляется и с речью и со счетом... задваивается у него что-то в мозге, видать, может два полушария дают один сигнал с малюююсенькой разницей в реакции? одно чуть быстрее, другое чуть медленней, вот и получается такой диссонанс.
моторное что-то похоже сбоит. Так вот, не было бы этой "удвоенной" стимуляции, хрен бы ребенок в два года сложносочиненными предложениями заговорил то. Если мое предположение про "удвоение сигнала" - верно, то речевые зоны, получается, получали и получают в два раза больше стимуляции, поэтому вполне логично что ребенок в два года разговаривал как другие в 3 или даже 4 года. Пока в речевых зонах был период активного роста и набора нейронных связей, эта удвоенная стимуляция вся "съедалась" мозгом, а когда речевые зоны закончили период особо активного роста и развития - эта двойная стимуляция стала превращаться в тахилалию и тенденцию к повторению-удвоению фраз, слов и т.п.

__________________

я думаю, самое главное что можно сделать - начать развивать спонтанную фанатазию , игу и прочее у себя... Правда, это самый эффективный способ.
Я верю, точнее я знаю, что даже у детей в спектре РАС при благоприятных условиях может развиваться и фантазия, и чувство юмора. Это интегративные функции мозга, там участвуют разные отделы, налаживая связи друг с другом, так что с одной стороны - здесь нет единого правильного способа творить и быть спонтанным, игривым и юморным. С другой стороны, любой мозг который не в коме))) умеет устанавливать связи и использовать их, то есть все дело в том, чтобы сделать нейронные "дорожки", отвечающие за творчество, пошире и покрепче.

я тоже до рождения ребенка не умела играть, рисовать, фантазировать, арт-терапия вызывала у меня только раздражение, транзактный анализ, с его субличностью "внутренний ребенок" - тоже. "Какой еще "внутренний ребенок", шиза какая-то" - именно такие мысли у меня были в первый год-два обучения психологии :)

И вообще я очень и очень логичный и аналитичный человек. Но тем не менее, оказалось что одно другому не противоречит, - сняв у себя ранние блоки на рисование с помощью подхода Марии Осориной, я начала рисовать, немного позанималась пением, немного - танцами, научилась символизировать по "мама-фейски", даже сказки сочинять для своего ребенка :)
вот кстати, для мало и неохотно рисующих детей очень рекомендую подход Марии Осориной и вебинары Ирины Семенихиной по детскому рисованию. Я своего ребенка по этой методике "разрисовала", и у себя блокировку сняла, и всем рекомендую :)
Этот метод как нейросенсорная коррекция тоже работает, так как основан на естественном развитии изобразительного языка, то есть - на развитии нервной системы и мозга, и способности ребенка видеть образы и воплощать их сначала в движениях , потом в рисунке.

ученья свет

Previous post Next post
Up