Пожили сначала полтора месяца в жарком Гоа, дальше - Дели, а оттуда - в Непал. Непал - место хорошее, тем более, для обратной акклиматизации к дождливому Питеру. А дальше нужно уж и домой ехать.
Всё наше азиатское путешествие было построено с покупкой билетов в одну сторону недели за две до даты поездки.
Находясь в Дели, нашли несколько вариантов полёта из Катманду в Москву за сумму, близкую к 20 тысячам рублей на одного.
Основные стыковки из доступных оставались либо через Дели, либо через Гуанчжоу (Китай), а все остальные варианты выходили по сумме явно дороже, и не факт, что по времени меньше (наши - порядка 20 часов в пути).
От варианта с пересадкой в Дели отказались после прочтения форумов. Оказалось, что как в лоторее, при нахождении в транзитной зоне аэропорта Дели при отсутствии транзитной визы (а она получается нифига не дешевле обычной, к тому же, визовый отдел Индии в Непале с апреля 2013 года прекратил с недавних пор выдачу виз россиянам на неопределенный срок) можно попасть с багажом, остаться без еды, не суметь попасть на следующий свой рейс… и т.д. Поэтому решили полететь через Китай. К тому же, обещалось всего два плеча при полете в Москву, всего 5 часов в аэропорту Гуанчжоу и минимальная стоимость перелёта на данный момент - 21 тысяча рублей.
Через
tickets.ru были оплачены билеты (кстати, странная контора - находится на Украине и при оплате из-за кросс- курса валют с карты снимают несколько бОльшую сумму, чем выдаёт их сайт перед покупкой билета) и у нас оказалось ровно 15 дней в наличии в Непале (на этот период как раз выдают минимальную визу в аэропорту Катманду за 25 долларов США), а все остальные даты были сильно дороже и по билетам, и немного по визам.
Перед полётом мы почитали инфу про авиакомпанию China Southern (CZ). Отзывы есть и положительные, и отрицательные. Как правило, больше негатива по перелетам этого перевозчика при рейсах из Гуанчжоу в Москву с «технической остановкой» в городе Урумчи. Как правило, речь шла об дрянной гостинице, злых таможенниках, плохом питании и задержке рейса.
У нас должен был состояться ночной рейс из Катманду в Гуанчжоу силами самого перевозчика, и через 5 часов из Гуанчжоу в Москву - бортом Аэрофлота по код-шерингу совместно с CZ, т.е. без остановки в Урумчи. Билет был общий на весь маршрут, формально выполнялся одной авиакомпанией, стыковка была достаточная, поэтому в аэропорту для меня остались всего несколько вопросов на регистрации: сесть у окошка и можно ли зарегистрировать и не получать багаж в промежуточном пункте, тем более, аэропорт Гуанчжоу является базовым для China Southern.
В аэропорт мы предпочитаем приезжать сильно заранее, тем более в международный, поэтому в 19 часов 19 мая 2013 года (а рейс в 23.15) уже отстояли очередь на входе в аэропорт (Kathmandu Tribhuvan International Airport), просветили багаж у охранников, встали в очередь на неоткрывшуюся еще регистрацию на рейс (один из последних на этот день) и даже успели подивиться дико несправедливым по меркам Катманду ценам на перекусы в кафешках в здании аэровокзала. Ну и с интересом поглядели через стекло из зала ожидания на то, как старательно ощупывают сумки индийцев охранники, при этом нас, форейнеров, пропускали по отдельной очереди в аэропорт.
Не только для нас Гуанчжоу был стыковочным пунктом по дороге домой, но и десяткам японцев и китайцев в туристических группах, нескольким канадцам и супружеской паре непальцев, которые решили навестить своих детей в Австралии.
Сначала на стойке регистрации сообщили, что самолёт из Гуанчжоу опаздывает из-за нелётной погоды в китайском аэропорте, затем с опоздание регистрацию начали. К этому моменту в здании аэропорта уже почти никого не осталось, магазинчики и сервисы позакрывались (22 часа по меркам Непала - глубокая ночь). Регистрацию прошло около 2/3 человек с нашего рейса, в том числе организованные группы, люди даже успели пройти контроль на втором этаже аэровокзала. В этот момент нам сообщили, что рейс на сегодня отменён, и будет выполняться только TOMORROW. Ну, если самолёт не прилетел - то качать что-то бессмысленно, нужно ждать. Естественно, первые вопросы к представителю авиакомпании, которые мы задали - были о размещении, питании и истекающей визе - ведь завтра уже шестнадцатый день в Непале. Представитель заверил - «ноу праблем» (так в последствии и оказалось). Гостиницу предоставляли, только попросили подождать трансферный автобус. Наша треть рейса оказалась в первом автобусе, который привёз нас в отель Crowne Plaza Hotel Kathmandu-Soaltee через весь город (ночью практически мёртвый), который нам очень понравился и позитивно настроил на отдых еще на сутки в Непале.
Ужин нам не предоставили, благо, шоколад и печенье мы стараемся держать в ручной клади при перелётах, зато включён был шикарный шведский стол на завтрак, правда, в индийском стиле - очень много разного карри, но индийские блюда уже стали привычными.
Огорчило, что отель предоставляет услуги интернет только платно, при этом к цене еще добавляются налоги (американская, мать её, особенность?). А связь нужна - необходимо сообщить родным, что задерживаемся, и отменить электронные билеты на поезд Москва-СПб, купленные на сайте РЖД.
Потеряв час на ресепшен (вселялись уже из нашей группы, которых выводили из зоны контроля и выдавали им багаж), я получил свои 6 часов интернета за 12 баксов!!! (за эту сумму обычно дважды завтракаем и один раз ужинаем в Катманду).
Всех оповестили, билеты отменили (РЖД берёт около 150 рублей за отмену одного билета), посмотрел рейсы на официальных сайтах Трибувана и Гуанчжоу (в первом информация была не доступна, а по сайту второго косвенно вычислил, что можно спать спокойно до утра), чай, душ и спать.
Утром позвонили с ресепшен, сказали, что в 8 часов везут всех в аэропорт, будет вылет. Быстро одеваемся, завтракаем широким ассортиментом вкусностей и бежим за вещами. Грузимся в автобус и уже через полчаса мы снова в аэропорту Катманду. На регистрации - номер нашего рейса, только с литерой D (Delay - задержанный). Нам дают шпаргалку с нашими фамилиями и вариантом выезда из Гуанчжоу, объясняют, что сейчас регистрация только на первый рейс, багаж нужно получать, и что вся оставшаяся регистрация нас и багажа будет проведена уже в Гуанчжоу.
Такие шпаргалки распечатали всем с нашего рейса и правила игры были общими, поэтому нас не насторожило, что посадочных талонов у нас на остальные рейсы нет. Только смутили величины стыковок - между нашим рейсом и рейсом на Пекин - 2 часа, между ним и рейсом Пекин-Москва - тоже два часа, в итоге в Москве мы должны были оказаться уже в 6 утра 21 мая (мы уже предвкушали, что в запасе бесплатно будет целый день в Москве до вечернего поезда домой) - хороший вариант, не смотря на то, что вместо 2 полётов уже становится целых три!
Проходим регистрацию, контроль, выходим в зал ожидания, гуляем. Приятно удивлены тем, что там стоит кулер с питьевой водой и можно спокойно попить, при этом в ближайшем магазине за бутылку воды просят сумму в 100 рупий (это 5-7 бутылок в супермаркете!). Ожидаем рейс, а тут внезапно портится погода и начинается ливень на несколько часов. Естественно, все рейсы в этот момент переносят, а потолок и короба воздуховодов в зале ожидания начинают течь. Пока работники пытаются устранить течи, трут полы, японцы в ярких ветровках с горных треков запечатляют происходящее на смартфоны и планшеты, а мне гораздо интереснее взглянуть в окошко на странную штуку - дождь, которую уже очень давно не видел (ну, не так, как житель пустыни, но всё же ))).
Дождь притих, течи устранили, полы высушили и нас повезли на борт. В посадочном талоне значилось место J - я уж подумал, что вместо борта Airbus A320 будет широкофюзеляжное судно, но оказалось, что вне зависимости от наличия средних рядов в салоне, крайние правые места не получают буквы DEF в наименовании. Вот так, а я такого раньше не встречал. А вы?
Вылетаем, несколько времени нагоняем, кормят вонючей лапшой, при прилёте видим грозу, облетаем, садимся и уже темнеет в Гуанчжоу. Высаживаемся в хобот-рукав. Душно и влажно.
Попадаем сначала к службе трансфера, нам дают бланки для оформления транзитной визы, заполняем, бежим к таможеннику, у нас не хватает еще заполненного жёлтого бланка Дипача кард. Пишем его, снова идём к таможеннику, в паспорте теперь огромный штамп Stay Permit на всю страницу и на сутки, бежим дальше, получаем багаж, а он НАСКВОЗЬ МОКРЫЙ!!! Такого с ним не случалось за 6 лет полётов по уголкам России. Мой рюкзак и его содержимое не уберегли даже плотные пакеты для одежды. Еще хорошо, что не положил туда ничего из техники, но вся одежда (я уже понимал это) готовилась через сутки источать яркий грибной аромат, к тому же я ощущал, что мой рюкзак стал явно тяжелее и приблизился при очередном взвешивании вплотную к максимальным 23 килограммам! Ну ладно, фиг с этим, «нот нау, лэтте» - будем разбираться с сушкой вещей позже.
Подбегаем к стойке нашей авиакомпании с преобладанием розового цвета в оформлении стойки, мониторов над стойкой и такой же одеждой сотрудников. Объясняем, что так и так, наш рейс был задержан, мы не успели на рейс Гуанчжоу-Москва, и нам в Катманду ваши коллеги выдали эту шпаргалку с рейсами Гуанчжоу-Пекин, Пекин-Москва. Они почесали головы, позвонили и выдали нам билеты снова только на один полёт - в Пекин. Разговор с ними занял практически минут 45, у нас оставался 1 час до вылета нашего рейса, мы сдали багаж и побежали практически по диагонали аэропорта (одного из крупнейших в Китае, а, может быть, и в мире) на ручной контроль и наш рейс (какие там фото, главное успеть).
Прошли формальности этого полёта, идём к выходу на посадку, и тут оказывается, что наш рейс ЗАДЕРЖИВАЕТСЯ ПРИМЕРНО НА 2.5 ЧАСА, т.е. мы уже явно не успеваем на ночную стыковку из Пекина в Москву! Мы уже начинаем тихо сползать от происходящего при еще утреннем позитивном настрое на полёт (что ни делается, то к лучшему). Появляются усугубляющие факторы: оставшиеся у нас баксы не принимают, в магазине могут их принять при покупке воды за 1 доллар, но сдачу дать в юанях, карты они не принимают, а обменник находится только за территорией зала вылета. Идём к представителям авиакомпании на второй этаж, ура - у одной девочки в розовом значок «хочешь похудеть - спроси меня, как» ГОВОРЮ ПО-АНГЛИЙСКИ. Удалось понять, что нужно ожидать рейс на Пекин, так как мы прошли регистрацию на него и сдали багаж, и улететь на более логичном для нас рейсе в 11 утра до Москвы уже у нас не получится, поэтому ждите, товарищи, когда-нибудь объявят вам посадку.
Ладно, хрен с вами, будем ждать, гуляем по этажам. На третьем этаже видим еще одну стойку China Southern, там полно коробок с водой и ланч-боксами, пассажирам других рейсов выдают их при предъявлении посадочного талона. Просим воды (еды не надо), нам тётка одна говорит - у вас меньше трёх часов опоздание, идите нахер. Просим «ну пожалуйста», она просто отмахивается и отворачивается.
Её коллега заметила наши посадочные и говорит: бегите, отмену рейса сняли, посадка объявлена! Забываем про воду, бежим на борт. Летим, просим много воды, про еду на этом рейсе вообще не помню ничего, уже спать хочется жутко! Главное, что вода есть! В полёте растаяла последняя надежда успеть на рейс Пекин-Москва, так как мы прилетели точно в то время, когда он должен был вылетать, а у нас еще, как минимум, общение снова с трансферщиками Пекина, получение багажа, таможня и всё такое. Ну ладно, бежим дальше. Багаж у нас, ночь в Пекине, в нашем терминале почти всё закрыто, как-то безлюдно, только одна китаянка кричит в телефон и на представителей авиакомпании. Громкая женщина, однако!
Подходим к розовым снова, но уже в Пекине. Тут же рядом еще несколько потеряшек общается с ними, у людей, к сожалению, с английским вообще ноль и авиабилеты на следующий рейс, куда они опоздали из-за China Southern, выполняются другими авиакомпаниями.
Объясняем, что произошло у нас, китайцы делают круглые глаза, куда-то звонят, выписывают нам справки об опоздании нашего рейса для выдачи утром билетов на дневной рейс до Москвы, также выдают купоны на проживание в их отеле, вызывают шатлл-бас до отеля и просят прибыть к 9 утра к стойке регистрации с нашими справками, чтобы нас зарегистрировали и отправили в Москву рейсом на 11.40.
Ждём шатлл, нас проводили, посадили в автобус и прокатив через все терминалы пекинского аэропорта (а в ночном освещении они смотрятся очень нарядно!), нас доставили в какой-то JinHangXian Business Hotel, где нас быстро поселили, записали на удобный для нас рейс шатлла и предложили разбудить в нужное время. В очередной раз вышли в интернет (отписать близким, что снова в пролёте, а не самолёте), покупаем наконец-то воду посредством банковской карты и отходим ко сну. Утром уже очень тяжело встаём (всё-таки, всего 2 часа сна), идём на завтрак, где практически из съедобного - простой рис, кукуруза в двух видах, три вида парового хлеба, пару видов печенья и жутко горький кофе, правда, еще ГОРЯЧИЙ апельсиновый сок. Всё остальное нам показалось непонятным и неприятным на вкус, особенно мясопродукты. Плюс еще (но в минус) из столовых приборов только палочки! Как бы не всё европеец может палками втыкать, а вот группа японцев, жившая в нашем отеле, вполне всё это взялась уплетать. Странные они )
Собрались, поглузились в шатлл, прибыли в наш второй терминал, откуда летают рейсы в Москву. Прошли проверки, оказались с большим запасом на регистрацию. Пошли всё делать по советам ночных розовых - сразу на регистрацию Аэрофлота с нашими японскими загогулинами-справками.
Отстояли большую очередь с нашими соотечественниками, видели, как разворачивали людей с одной баааальшой сумкой, и одной маленькой - не порядок, один человек - одна сумка до 23 кг!
Дошла очередь - нас послали с этой справкой - в кассу, в Аэрофлоте послали - этот рейс не общий с China Southern - идите, выписывайте к ним. Остаётся до вылета еще почти 2 часа. Ок.
Розовые выслушали, попросили подождать 20 минут, хохочут что-то о своём, видимо, забыли… Только жёсткий голос и крики привели их в чувства. Начали разбираться: на этот рейс, о котором говорили ночью, билетов нет, никто нас не регистрировал на него, да и вообще - нас везти Аэрофлоту пофиг, это не их проблема. Местные розовые офигели, что мы делаем в Пекине, звонили-звонили своим боссам. Пришёл мальчик, представился боссом по транзиту с более-менее понятным английским, начал вникать в проблему, выдал питьевой воды.
Сначала речь была о том, что полетим аэрофлотовским рейсом, который будет сегодня ночью (в 2.30 по местному), будет и гостиница, и питание, но билеты - не сейчас, а привезут их нам в гостиницу часика в 3 дня, сейчас якобы нельзя их выписать. Вроде бы неожиданно появляется время посетить Пекин хоть на полдня, но понимаем, что может наступить очередной затык - не оформят билеты до конца смены и мы снова в пролёте, ведь ночью будет просто некому доказывать, что ты не верблюд. Настойчиво требуем билеты СЕЙЧАС, к тому же, нужно решить вопрос с транзитной визой (ведь если лететь ночью, то мы нарушаем указанную дату - 20 мая), а узнавать, чем это чревато для нас просто уже нет времени. Требуем-требуем-требуем…
На мгновение появляется мысль, что они нас щас отправят для разборок снова в Гуанчжоу, что явно нас напрягло… но они передумали… отлегло )
Тут неожиданно парень сдаётся и предлагает нам дневной рейс другой китайской авиакомпании - Хайнань Эйрлайнс, которая отправляется из Пекина около 15 часов дня. Ну да, прибываем в Москву уже в 19 часов, но ничего - если сейчас всё удаётся, то успеваем ещё увидеться с друзьями в Москве, но только точно пока не можем покупать билет из Москвы в Питер - лучше уже в Шереметьево это сделать!
Требуем обед - отказано, ну ладно, снова печеньки буду точить. Идём к кассам, вручную на бланке нам выписывают билеты, идём вместе с парнем на стойку регистрации Хайнань. Ставим вещи на транспортёрную ленту, наклеивают стикеры на багаж, просят снять. Почему? НАМ НУЖНО ПРОВЕРИТЬ ВАШИ БИЛЕТЫ, ОФОРМИЛИСЬ ЛИ… Ну вообще, что за херня?
Ждём. Ок, билеты нормальные. Снова загоняем вещи на ленту, мой рюкзак на рентгене запищал, уже думал, что из-за правил китайских авиакомпаний нужно будет батарейки выкидывать, или дорогой нож, расстраиваюсь. Служашие не могут пояснить, чего от меня хотят, парень из China Southern подсказал, чтобы я снял у перевёз рюкзак в другое место (стойку негабаритного багажа, фуф), всё Ок! Розовый довёл нас до пограничников, пожелал удачи, мы его поблагодарили и заметили, что не собираемся больше пользоваться услугами его «крэйзи эйркомпани».
Дальше мы, наконец-то за последние несколько дней получили возможность не спешить, так как времени теперь перед посадкой было достаточно, можно было зайти и в Duty Free, и перекусить в кафе. Только опять столкнулись с непониманием английского. В пекинском Старбаксе на вопрос, принимают ли они международные банковские карты Visa мне показали плакат, что Wi-Fi можно подключить в терминале самообслуживания дальше по коридору, а когда я попросил обычного китайского зеленого чая, меня переспросили - молоко нужно? А потом еще и принесли один зелёный, а другой чёрный чай, зато их сэндвичи оказались самой вкусной пищей за последние два дня!
После этого еще успели узнать, что в китайских аэропортах бесплатная холодная и горячая питьевая вода - общедоступны, а многие таскают с собой в полёт термосы, которые заваривают уже после всех контролей, а бесплатный интернет в аэропорту можно получить только после персональной авторизации (всё у них строго с этим) посредством местного сотового телефона, либо отсканировав свой заграничный паспорт в специальном автомате, где потом распечатываются персональные логин и пароль на сутки для Wi-Fi.
Меня еще удивило, что самой дешевой водой в аэропорту оказалась Vitel - 550 мл за 1 доллар. Контрафакт?
Дождались мы своего хайнаньского самолёта, им оказался борт Airbus A330. Я в своей жизни лишь второй раз на борту широкофюзеляжника, и он мне понравился сильнее ИЛа, которым мы летели из Москвы в Гоа пару месяцев назад (Аэрофлот).
Как-то продуманнее он, плюс у каждого - персональный экран с разным контентом, а снизу - пульт-джойстик ), иллюминаторы - обзорные, кресло вполне удобное, напитки - в широком ассортименте, кормили дважды (привет, Аэрофлот!!!), у каждого наушники, плед и подушка. К сожалению, мой личный монитор оказался единственным неисправным во всём воздушном судне на 250 человек, но ничего, в полёте пересел на свободное место, посмотрел немецкий фильм с английскими титрами )
Восьмичасовой перелёт показался вполне удобным, а так - всё равно нужно разминаться за это время, походить…
Прилетели в Шереметьево, уже почти дома! Теперь уж точно, всё Ок!!! 21 мая - мы на территории России!
Выводы из произошедшего:
- Билеты стараться покупать на одном бланке от одного перевозчика, чтобы не оставаться наедине со своими проблемами,
- При переездах в Азии закладываться на возможность погодных коллапсов в сезон дождей,
- Подготавливать вещи (заматывать в плёнку) перед полётом во избежание их промокания, желательно своими силами,
- Не вестись на заверения перевозчика, что билеты будут дальше (особенно при ночном прилёте), требовать всё сразу. Это просто перекладывание ответственности с себя на других людей,
- Узнавать заранее про работу конкретных аэропортов, наличие банкоматов, возможность оплатить валютой, примерный курс обмена для адекватной покупке мелочёвки в аэропорту при необходимости, особенности подключения к Интернету, звонков в стране/аэропорту,
- Узнавать условия транзитов (виз) в стране пребывания, в том числе разборы задержек на срок выше обычного в таких случаях,
- В ручной клади желательно иметь небольшую пластиковую бутылку для питьевой воды, это оказалось архиважным!,
- Правильно задавать вопросы персоналу, оперативно искать англоговорящих сотрудников, при торможениях требовать разговора с боссом сейчас, разыскать в аэропорту все стойки авиакомпании, так как компетентность, язык сотрудников на конкретной стойке могут быть ужасными, как правило, сотрудники CZ ответы нам вводили иероглифами в своих смартфонах и переводили так на английский,
- Развивать свою стрессоустойчивость, так как на вторые сутки идиотизма уже хладнокровность и позитивный настрой иссякли (слишком давно был хороший отель и слишком часто встречались сотрудники CZ), и хотелось только прилюдно матюгаться на окружающих работников, считая, что в этом и есть разрядка ),
- Подтягивать, тренировать свой английский язык, так как в таких ответственных ситуациях у меня теряется способность нормально строить фразы, вопросы и требования, вместо этого выдаю фразы вида «Ё эйркомпани из вэри крэйзи», а самое конструктивное - это «Ай вонт ту ток виз ё босс», «Ар ю босс?», «Грэйт!».
Остались пока без ответов вопросы:
- Как можно получить компенсацию за такой супертрип с авиакомпании?,
- Первоначально по полёту должны были полагаться бонусные мили, а что с ними будет теперь при таком бардачном полёте? Попробую разобраться в Аэрофлот-Бонусе,
- Что это за непруха такая организовалась? Какие наши действия могли привести к этому эпик-фейлу?
- А, может быть, ну его нафиг - этот загадочный Китай?
А еще хочу выразить благодарности моей Анюте, чья выдержка, полученная на предыдущей работе, а также хороший английский сильно помогли с выправлением конфликта, пока я, в основном, хмурил лицо у стоек авиакомпании, подбадривал её и таскал на тележке все наши вещи )