Точнее, памятники...
Австрия, Вена.
Последний день апреля.
Тепло по-летнему практически, светит солнце.
Идёшь впервые по этому красивому, чистому, незнакомому городу. Впереди - экскурсовод, рядом и в хвосте - разбрелась группа из 30-40 человек, выехавших ранним утром со мной из Праги и к полудню прибывших в центр Вены.
Слушаешь экскурсовода вполуха, глазеешь по сторонам. Досадуешь и даже немного раздражаешься, что приходится двигаться в потоке туристической группы слишком быстро, чуть ли не бегом, притормаживая только на пару минут у памятников и прочих достопримечательностей - чтобы послушать краткую историко-архитектурную справку с примесью выдуманных specially для туристов легенд, а потом бежать дальше.
Это крайне нервирует, но впечатления от города всё же пересиливают, настроение хорошее.
Выходим на очередную мощёную площадь. Название её, произнесённое экскурсоводом, конечно же, проскакивает мимо ушей и не запоминается.
Это потом уже найду в сети: площадь Гельмута Цилька (бывшая Альбертинаплатц).
На ней виднеется несколько скульптур, не очень больших, из светлого мрамора и гранита.
"Мемориал против войны и фашизма".
Ну да, это же Австрия. Закономерно.
Экскурсовод рассказывает об идее мемориала, его создателях и о чём-то ещё, но я уже не вслушиваюсь даже и вполуха.
Внимание вдруг привлекает странный предмет посреди площади аккурат между этими самыми двумя скульптурами.
Предмет небольшой, тёмный, издалека больше напоминает какой-то крупный камень, булыжник.
Любопытство усиливается, подходишь ближе, обогнав группу.
И столбенеешь.
Это тоже памятник.
Самый необычный из виденных мною воочию.
Еврей на коленях, почти лёжа, моет улицу.
В руках у него щётка. На спине - колючая проволока.
А выражение лица у него такое... фотография совершенно этого не передаёт. На пожилом лице застыло виновато-извиняющееся выражение, за которым угадывается одновременно целая гамма чувств: от страха, скрываемого изо всех сил, унижения, стыда до ненависти.
Потому что невозможно не ненавидеть тех, кто заставляет тебя, старого, уважаемого прежде человека, не просто мыть улицу, а делать это унизительно у всех на глазах да ещё под оружейным дулом и насмешками наглых солдат. Невозможно не ненавидеть тех, кто вынуждает тебя бояться...
Крупный план:
Это самый странный, самый необыкновенный памятник, что я видела.
Он по размеру, по высоте едва доходил мне до колена.
По всем законам перспективы он должен был затеняться, нивелироваться расположенными поблизости более крупными скульптурами.
Но к нему тянуло как магнитом.
И невозможно было отвести взгляд.
Он врезался в память мгновенно и навсегда.
И было решительно невозможно подойти к нему слишком близко - не ближе, чем на почтительные полметра.
А ещё невозможнее - присесть рядом, приобнять, положить на него руку - что часто проделывают туристы любых национальностей с любыми памятниками по всему миру - с любыми, кроме этого.
Невозможно, и всё тут.
Из всей кучки туристов на площади только один парень присел рядом с этим коленопреклоненным евреем, чтобы сфоткаться, но и он не смог дотронуться - занёс было руку над спиной, покрытой колючей проволокой, но вдруг растерянно замер и руку неловко отдёрнул...
Скульптора, создавшего данное - не побоюсь этого слова - произведение искусства, звали Альфред Хрдлик.
Мемориал, состоящий из трёх скульптур - гранитных "Ворот власти", мраморного "Орфей входит в ад" и бронзового "Еврея, моющего улицу" - был открыт в ноябре 1988 года. Мы ровесники почти...
В русскоязычном интернете скудно мало информации об этом памятнике и его скульпторе. Даже Википедия молчит.
Всё, что мне удалось найти - небольшие заметки на туристических сайтах типа
otdihinfo.ru и несколько постов в ЖЖ, которые я посчитала неправильным использовать, потому здесь ссылки на них не привожу (легко гуглятся).
И мне такое интернет-молчание крайне странно, ибо памятник потряс меня совершенно.
Я абсолютно не ожидала ничего подобного - на фоне увиденных готического Собора Святого Стефана, помпезной королевской резиденции Хофбург и прочей венской роскоши.
Это абсолютно, на мой взгляд, гениальный памятник, суть и смысл которого совершенно не нуждается ни в каких особых пояснениях от экскурсовода.
Эмоции, задуманные и вложенные в этот памятник его скульптором, считываются безошибочно. В этом его гениальность, как громко бы не звучало.
И совершенно фантастически прорисованы детали: колючая проволока, не дающая подняться и распрямиться в полный рост, маленькая щётка, которой нужно отмыть огромную улицу, неописуемое выражение лица...
Вот что написано на
турсайте: "После присоединения Австрии к немецкому государству 12 марта 1938 года евреев заставили убирать улицы. Бронзовая скульптура коленопреклоненного, моющего улицу еврея напоминает об оскорблениях, унижениях, которые предшествовали безжалостному гонению и убийству еврейских граждан сразу после аншлюса".
Эта подсказка не особенно нужна, правда же?
Унижения и оскорбления не нуждаются в расшифровке - достаточно просто заглянуть в глаза этому еврейскому старику, вручную вычищающему улицы...
Спасибо Альфреду Хрдлику за эту удивительную скульптуру и за те чувства, которые она совершенно спонтанно и без спроса будит в каждом, кто стоит молча рядом, не в силах ни глаз отвести, ни приблизиться ближе чем на полметра.
Мне думается, что когда в стране воздвигаются такие памятники, уничижающие и осуждающие те зверства, что творили нацисты под молчаливое одобрение остальных граждан, это выражает глубину стыда и мук совести ныне живущих за поступки своих дедов и отцов.
Это путь к оздоровлению, к тому, чтобы никогда не повторить больше случившийся не так уж и давно кошмар. Это способ не забыть ошибок прошлого и не встать в будущем на те же грабли.
Это способ признать толику своей вины, и попросить прощения, и почтить память тех, кто уже никогда не услышит этого "Прости"...
Это не простой путь, но единственно верный, по-моему.
Справедливости ради выложу фото двух других скульптур, являющихся единым целым этого мемориала.
Это "Ворота власти":
"Они сделаны из гранита, который тянули тысячи заключенных по смертельной лестнице в каменоломне концентрационного лагеря Маутхаузен. С левой стороны скульптор напоминает о жертвах массового убийства, которые совершались там и в других лагерях и тюрьмах националсоциалистов, а также о жертвах сопротивления и преследования национальной, религиозной и этнической принадлежности, духовного и телесного ограничения и сексуальной ориентации. Группа фигур правой колонны ворот посвящена памяти всех жертв войны. Тело рожающей женщины без лица символизирует вновь родившихся австрийцев после ужасов войны" (
http://www.otdihinfo.ru/catalog/1968.html).
А вот "Орфей входит в ад":
"Входящая в мраморный блок мужская фигура - это памятник жертвам бомбардировки и всем погибшим, которые сопротивлялись националсоциализму, рискуя жизнью" (
http://www.otdihinfo.ru/catalog/1968.html).
Эти две скульптуры тоже символичны, многослойны, полны смыслов и достойны восхищения.
Но...
Но я уже сказала всё, что хотела сказать.