У этой небольшой заметки есть предыстория, вот с нее я, пожалуй, и начну.
Началось все около 7 лет назад. Я тогда была довольно наивна, верила в честность и справедливость. А кроме того, мне тогда пришла в голову шальная мысль сделать из своего хобби бизнес. А раз бизнес, то я, как честный налогоплательщик, должна зарегистрировать свои отношения с государством со всеми вытекающими. Ну и нарвалась я на эти вытекающие по полной, мало не показалось))) С тех пор я слегка поумнела, сомнительных отношений не завожу.
Но речь не об этом, а о том, что с тех пор и по настоящее время я упорно читаю всякие умные книжки и статьи по маркетингу. И каждый такой текст начинается с одной фразы: "Определите свою целевую аудиторию". Не, ну все правильно, конечно, более или менее надо представлять, для кого предназначено то, что я делаю. В общих чертах я и представляю - это женщины в возрасте от 30 до 50 лет, ориентировочно, конечно, достаточно обеспеченные, чтобы покупка моего украшения не пробила невосполнимую дыру в бюджете, скорее всего с высшим образованием, достаточно активные, то есть время от времени посещающие светсткие мероприятия. Но это и все. Больше ничего я о них не знаю. И знать не могу, кто же мне расскажет. А мне предлагается определить гораздо более мелкие подробности, поскольку от этого зависит написание продающего текста, к примеру, да и еще много чего. Но никто не объясняет, каким образом это определить. В конце концов, потыкавшись в глухую стену непонимания некоторое время, я махнула на все это рукой. Пишу к своим украшениям почти исключительно ТТХ. Понимаю, что эффективность могла бы быть выше, сожалею о собственном неиспользуемом потенциале, но ничего сделать не могу.
И вот вчера я зашла в гости к дочери. Она копирайтер, только что сдала заказ на серию рекламных текстов. И вот в разговоре жалуется она мне на заказчика, мол, ничего толком сказать не могут - на кого реклама рассчитана, кто ее будет читать, кто вообще их журнал покупает. Ничего не знают о своей целевой аудитории, и как, спрашивается писать текст в таких условиях? Я решила попробовать еще раз разобраться, а что собственно нужно знать о своей ЦА, и каким мистическим образом эти знания можно получить.
- Давай, - говорю, - представим, что я - твой заказчик, хочу от тебя продающие тексты на сайт с украшениями. Какие сведения о ЦА я должна тебе предоставить? У меня есть пол, ориетировочный возраст, уровень дохода, социальное положение, примерный образ жизни.
- Нет, - говорит мне ребенок, - этого очень мало. Давай конкретизируем, например, откуда взялся этот уровень дохода, это женщина сама зарабатывает? Или она удачно замуж вышла? Или вообще наследство получила? Ну и до кучи, есть ли у нее дети, чем она увлекается, чем занимается в свободное время, куда ездит отдыхать?
- Ну ты даешь, солнышко, откуда же я могу это знать?
- Так определи уже наконец, для кого ты работаешь!
- Объясни мне, как это можно определить? По какой секретной формуле? Это же не корни квадратного уравнения, их я могу определить, потому что формулу знаю. А этой формулы я не знаю, определить не могу.
- Причем тут какая-то формула? Ты сама для себя реши, кому ты хочешь продавать свои украшения. Ну, естественно, с учетом того, что желания должны соответствовать твоим возможностям. То есть можно, конечно, захотеть продавать жене президента, но это вряд ли получится.
И тут я почти увидела вспышку молнии, по крайней мере в голове у меня точно что-то сверкнуло. А тут и гром раздался, это дочь вилку на пол уронила
.
- Так что же получается, слова "определите ЦА" означают вовсе не "вычислите", а "назначьте"? То есть это я должна не догадаться, какая она, моя ЦА, а решить самостоятельно, какой я хочу ее видеть?
- Ну да.
- Так что ж вы, господа писатели книг и статей по маркетнгу, мне все эти годы голову морочили?
- ...
Немая сцена.
То есть сцена была, конечно, не немая, а очень даже громкая. Я ругалась, смеялась, даже немножко поплакала от облегчения. Вот что значит меня подводило все время. Я просто не подумала о многозначности слова "определить".
Зато теперь мне есть о чем подумать, в какую сторону работать. "Цели ясны, задачи определены (господи, опять это слово!), за работу, товарищи!"