Кузьмин Николай Петрович
Продолжим воспоминания об офицерах руководящего звена НИП Полигона 1970 года, запечатлённых на фотографии.
За левым плечом сидящего полковника Майорова мы видим подполковника Кузьмина Николая Петровича, заместителя начальника 1 отдела 3 НИУ. До назначения на эту должность он был одним из ведущих специалистов механического отдела 2 НИУ, активным рационализатором и изобретателем. Причём, все его творческие решения были актуальны и сразу же внедрялись в конструкции
забивочных комплексов штолен, в которых испытывались ядерные заряды. Я помню, насколько эффективно было его предложение установить клапан в водоотводной трубе, проходящей через силовые элементы забивки. После его применения удалось прекратить напорное истечение продуктов взрыва на устье штольни в горных выработках с высоким водопроявлением, то есть повысить безопасность проведения испытаний и снизить вероятность потери экспериментальных данных. У Николая Петровича была масса творческих заделов.Уже в 3 НИУ он продолжал участвовать в совершенствовании методик подземных ядерных испытаний. Долгое время он продвигал идею ускорить набор прочности бетона путём применения для приготовления цементного раствора воды, прошедшей магнитную обработку. Для этой цели он соорудил установку, в которой вода тонким слоем проходит в магнитном зазоре мощных магнитов. Экспериментировал с постоянным магнитным и с электромагнитными полями с различной формой изменения напряжённости. Мне посчастливилось изучить этот способ и писать на него рецензию, возможно, эта рецензия сыграла какую-то роль при приёме способа в производство строителями и получении авторского свидетельства на изобретение.
Когда командование навязало 3 НИУ не профильную задачу участи в строительстве стенда для огневых испытаний твёрдотоплевных ракетных двигателей, содержащих в продуктах сгорания высокотоксичные окислы, лучшей кандидатуры, чем Николай Петрович Кузьмин нельзя было найти. Дело в том, что стенд предполагалось разместить в одной из старых штолен. В которой столб обрушения горной породы, образованный ядерным взрывом, должен был использоваться в качестве фильтра, препятствующего выбросу токсичных веществ в атмосферу. Так как Николай Петрович был из тех, кто владел информацией о размерах зон деформаций породы, о состоянии штолен после взрывов и о прочности и устойчивости вмещающих их пород, то он вошёл в проблему ещё в период выбора места строительства. От 5 отдела 3 НИУ в группу Кузьмина вошёл Евгений Николаевич Шлокин. От других отделов ветераны воздушных ядерных испытаний Владимир Полозов и Анатолий Дегтяр . Заказчиком строительства стенда и ведущим предприятием по программе испытаний было СКБ из г. Перми. Руководил работами Анатолий Поник. При нём была небольшая группа специалистов СКБ. Поник со своей группой располагались в отчуждённой для них одной из комнат 1 отдела 3 НИУ. Наши офицеры быстро сдружились с ребятами из Перми и в скором времени составляли единую рабочую группу весьма эффективно решающей производственные вопросы.
Анатолий Петрович в период участия в работе пермяков в полной мере использовал свои творческие возможности. Ему удалось пробудить творческие задатки и у Евгения Николаевича. Они буквально засыпали Поника предложениями по совершенствованию конструкции стенда. Вершиной их творческих поисков стало предложение для увеличения сорбционной способности породы в столбе обрушения наполнить пустоты в нём активированным углем. Для этой цели в камере у основания столба обрушения был
подорван заряда тринитротолуола, окружённый мешками с активированным углем. Разогретий взрывом воздух, насыщенный угольной пылью, заполнил столб обрушения и составляющие его обломки породы покрылись сорбирующим слоем. Проведенные исследования фильтрации модельных аэрозолей до и после подрыва активированного угля показали наличие положительного результата и наши изобретатели получили авторское свидетельство.
После нескольких серий огневых испытаний программа потихоньку заглохла. Двигатели не создавали ожидаемого импульса тяги, зато вызывали серьёзное загрязнение окружающей среды. Это направление в ракетостроениии оказалось настолько не перспективно, что в настоящее время мне не удалось найти в интернете о нём каких-либо сведений. Объект был законсервирован и покрылись ржавчиной рельсы проложенной специально для этого стенда железной дороги от ст. Конечной длиной 130 км. Насколько известно , сейчас эта дорога ожила. По ней транспортируют уголь с карьера "Каражыра".
Так получилось, что закрытие испытаний и увольнение Николая Петровича из армии совпали по времени.