Храм Никиты Мученика на Швивой горке - Афонское подворье

Oct 29, 2012 14:24

Странности городской планировки,
как мы нашли Афонское подворье и зачем оно нужно.





Когда осень еще только начиналась, мы предприняли небольшое путешествие по Москве на велосипедах. Все было как обычно, сурово и отчасти безумно: около 40 км, отваливающиеся педали, контроль времени и пространства по endomondo. Маршрут мы построили так, чтобы  двигаться вдоль московских монастырей. Наши спортивные приключения описаны тут.

Двигаясь с запада на восток вдоль Москва-реки, мы заметили одну странность. Монастыри идут в таком порядке - сначала Новодевичий и Андреевский. Дальше Кремль - сейчас он без монастыря, но раньше там было целых два - Чудов и Вознесенский. Затем идут Новоспасский, Крутицкое  подворье и Симонов монастырь, от которого осталось не так много, но Барабанную башню видно с набережной. Вернемся чуть назад, в сторону Кремля. Ничего не замечаете? В месте слияния двух рек - Яузы и Москва-реки, на возвышении? Там просто просятся маковки куполов.

Только не всякому современнику это в голову придет, ведь над пейзажем доминирует храм другой эпохи - прекрасная и величественная высотка.


(источник - http://windsteel.livejournal.com/9506.html)

Но если заглянуть за ее фасад, мы увидим то, что и ожидали - а именно, Подворье Афонского Пантелеймонова монастыря.


Что такое подворье и что за Пантелеймонов монастырь? На первый вопрос ответить не сложно - по уставу РПЦ монастыри могут иметь подворья. Подворьем именуется община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами.

Для того чтобы ответить на второй, нам пришлось раскинуть перед собой всю русскую историю последней тысячи лет. Итак, более тысячи лет назад первый русский прибыл на Афон и принял там крещение. Приближаясь по хронологической линейке к современности мы видим, что отношения РПЦ и Всемирного Константинопольского Патриархата напоминают отношения бабушки и внука. Так вот, к 19 веку бабушка дряхлеет, а внук становится, ну скажем, полковником ФСБ. И полковник наш, Российская империя, помнит, что когда то бабуля владела шикарной квартирой в центре с видом на Босфор. Сейчас, правда, она там на птичьих правах только по милости новых хозяев живет. А новые хозяева - это, ясное дело, Османская империя. И начинается большая игра*, которая включает в себя и Русско-турецкие войны, и помощь Сербской православной церкви, и, в частности, появления русского монастыря на Святом Афоне.

Святой Афон для православных людей - это святыня очень важная. Разберемся с иерархией и поставим Иерусалим на первое место. Константинополь поставим на второе, но проблема в том, что паломничества туда не отправишь - нет такого города. А есть город Стамбул, что несколько меняет ситуацию. Так вот Святой Афон аккуратно на третье место становится. Что это такое, собственно говоря? Географически - это полуостров, на котором расположена монашеская республика из двадцати монастырей и множества монашеских поселков без монастырского статуса. Усиление русского влияния произошло после победы над турками в 1829 году, после которого произошла революция - создание независимой православной Греции. Что бы понять, какую роль Российская империя сыграла в греческой революции приведу статистику мобилизации войск под этот проект . Если Османы мобилизовали на нужды подавления восстанияГреции 400 тысяч бойцов, сами греки смогли выставить 100 тысяч, то русские - более миллиона. И это того стоило, можно представить себе воодушевление всех православных после создания независимого православного государства на территориях, почти четыреста лет принадлежавших туркам. Возвращение Константинополя, столетия бывшее призрачной мечтой, обретало реальные очертания прямо на глазах.

И русские направили в Святой Афон и богатые пожертвования и очень значительный посланника - иеромонаха Аникиты (князь С. Ширинский-Шихматов). В ответ греки не просто хорошо приняли гостей, им, по сути, выделили в управление один из 20 монастырей. Конечно, по значимости он был в самом конце списка, но это был полноценный плацдарм для усиления влияния России в регионе. Это можно сравнить с
тем, как в следующем столетии Союз разместил баллистические ракеты на Кубе.  В качестве поддержки в этот монастырь перенаправляют потоки паломников из России. Это и финансовая поддержка и моральная и, что не мало важно, демонстрация силы страны в целом и русского православия в частности. Впоследствии, для координации этих потоков и создаются подворья в Санкт-Петербурге и Одессе.


(Афон. Русский Пантелеймоновский монастырь, 1870-е гг. Собрание фотодокументов великих князей Константина Николаевича и Константина Константиновича.http://www.temples.ru/library.php?ID=165)

В Москве же Афонское подворье появляется в 1992 году, с появлением Московской Патриархии, которой до революции не было, и быть не могло.







* Здесь я имею ввиду не большую игру России-Англии за среднюю Азию и Индию, а русскую большую игру, цель которой - возвращение Константинополя православным, и, желательно, русским православным. Этот проект был рассчитан, в отличие от Русско-Английского Индийского противостояния, не на несколько сот лет, а на тысячелетие.

** У самого в глазах рябит от слова "русский", но из песни слова не выкинешь. Да и не нужно, думаю.

Москва, Монастыри, паломничество

Previous post Next post
Up