Итоги года-2018: книжный челлендж

Jan 03, 2019 18:57

В детстве и студенчестве я была совершенно книжной девочкой.
В районной библиотеке меня встречали реально как родную. Максимум того, что можно было получить на дом, включал 6 книг на 10 дней, но мне шли навстречу и выдавали сразу 10 книг - а через неделю я прибегала за следующей десяткой.

Я читала всегда и везде - в метро, дома под одеялом, на лекциях, даже на улицах на ходу. И было это до тех пор, пока у меня не появился мобильный интернет.

С тех пор я тоже читаю, но, увы, всякие фейсбуки, чатики и интересные срачи в ЖЖ.

Да и в целом времени для книг стало гораздо меньше - на работу меня муж чаще всего подвозил на машине, вечерами у нас были семейные просмотры сериалов, на работе тоже как-то, знаете ли, не почитаешь...

В общем, в апреле минувшего года я зачем-то зарегистрировалась на LiveLib, и мне предложили поучаствовать в книжном челлендже. Пишешь, сколько книг обязуешься прочитать за год, - и пытаешься ответить за кинутый понт.
С учетом того, что на дворе, как я уже говорила, был апрель, и я только-только закончила свою первую книгу ("Дневник Бриджет Джонс"), наверно, можно было написать "прочитаю пять книг" - и не сильно погрешить против истины. Но во мне внезапно проснулся пионерский задор, и я подписалась на двадцать. Ну двадцать книг, две недели для меня-школьницы, смешно даже.

Ну так вот. "Дневник Бриджет Джонс" я давным-давно собиралась прочитать, потому что фильм обожаю (знаю наизусть и пересматриваю в ПМС), но нужно ж было понять и попытаться представить себе, как читатели с волнением ждали экранизации своей любимой книги, и за что они полюбили ее вообще.
В общем, неблагодарное это дело - читать ДБД после того, как выучил наизусть гениальную экранизацию с гениальной Зеллвегер. Часть ярких приколов оказывается придуманной сценаристами фильма, а финал книги вообще вызывает крепкое недоумение и надолго приклеенные к челки брови и выпученные глаза.
Отдельно, конечно, я фалломорфировала от "жировой" составляющей книги. Читатели в ожидании выхода фильма сильно волновались, что Зеллвегер слишком худа и не сможет правильно изобразить неуклюжую толстую героиню, которые все называют "пышечкой" или "пампушкой". Оказалось, что максимальный вес "пышечки" составлял 59 кг. Зеллвегер отъедалась до семидесяти (и к третьему фильму сказала, что больше на такие "качели" не готова, пусть героиня уже похудеет и сделает себе пластическую операцию с неоткрывающимися глазами). Средний вес американки (которые как раз считали БД толстой) - 76 кг. Что-то здесь не так, нет?

Апрель закончился. Закончился и май, а я не прочитала ни одной книжки. То майские праздники, то командировка, то еще какое стихийное бедствие - ну да ладно, что там какие-то 19 книг прочитать.

В июне я внезапно выяснила, что у Буджолд вышла новая книга из вселенной Барраяра - "Джентльмен Джоул и Красная Королева". Я, сверкая пятками, побежала ее читать, потому что невозможно сидеть на фейсбуке ровно, когда вышла новая книга Буджолд (или, например, Сапковского, - последнюю книгу из ведьмачьего цикла я тоже читала запоем).
К "ДДиКК" у читателей огромное количество претензий. Особенно меня впечатляют претензии класса "она назвала Эйрела пидорасом!" Камон, о гомосексуальных пристрастиях Эйрела ЛМБ писала еще в "Осколках чести", и всем было норм. Может, дело в том, что читателям тогда еще не промыли мозги скрепами? Ну серьезно, высказывать претензии такого рода к миру, где есть планета Афон и бетанские гермафродиты, - это как к Санта Клаусу претензии предъявлять за эксплуатацию оленей.
Сама книга, конечно, уженеторт, но по крайней мере, менее нелепая поделка, чем «Союз капитана Форпатрила».

Тогда ж, в июне, я осознала, что полгода уже прошло, а книг прочитано две, и считерила, прочитав по пути на работу геймановскую "Снег, зеркало, яблоко", и занеся ее в список прочитанного как целую книгу. Паника начинала меня охватывать.

Затем был июль (поездка на ЖТ, серьезные семейные проблемы), и я смогла вписать в него ровно одну книгу. Ту самую, которую мне нужно было прочитать еще хотя бы лет 10 назад, а лучше - в отрочестве. Очень стыдно так любить Кубу, как я, и не читать Хемингуэя.
Не могу сказать, что "Старик и море" меня поразил. Погрузил в меланхолию и мысли о тщете всего сущего - да. Поразил - вряд ли.

В августе я вписала в свой челлендж ровно одно, очень маленькое произведение. Зато из тех, которые непременно должен прочитать образованный человек: "Загадочную историю Бенджамина Баттона".
Удивительно, как из такого маленького рассказа Финчер умудрился снять такой масштабный фильм. И не удивительно - ведь места для домыслов, воображения и ощущения "бр-р-р" там предостаточно.

Наступил сентябрь. Мне оставалось прочитать 15 книг за четыре месяца.
Настроение мое было не то чтобы лучезарным, и мне безумно захотелось чего-то легкого, веселого и светлого. Мне насоветовали целый список (интересные у людей иногда представления о легком и светлом). За сентябрь я прочитала две книги.

"Профессия: ведьма" разочаровала меня так, что после нее даже киндл в руки брать не хотелось. Легендарная альфа и омега женского фэнтези оказалась настолько корявой поделкой, с отвратительным языком, мерисью в качестве главной героини и высосанной из пальца лавстори, что я даже представить себе не могла, что такое реально пишут и реально читают.

А потом случилось чудо. От "Школы в Кармартене" я не ожидала ничего вообще, а получила - новый любимый пир, пачку цитат, которые можно вставлять куда угодно, тонну восторга и чистой, незамутненной радости.

Октябрь, как всегда, принес неразгребаемую кучу работы, подготовку к национальному конгрессу, проведение национального конгресса, а потом - разгребание тех авгиевых конюшен, которые накопились за то время, когда я, бросив все, готовила национальный конгресс. Читать, опять же, было некогда, но я осилила две книги (дамоклов меч напоминалок с LiveLib делал свое грязное дело).

"Меч Шаннары" Терри Брукса оказался унылым фанфиком, что, с одной стороны, было предсказуемо, а с другой - я все же надеялась, что та искорка душевного света и подросткового мимими, которую я видела в сериале, пришла туда из книги. Фигвам.
"Скандинавские боги" Нига Геймана были более ценным приобретением моего мозга. Хотя я не люблю короткие формы и почти не читаю сборники рассказов, но сочетание скандинавской мифологии и Геймана сделали эту книгу мастхэвом. Хотя некоторые нарочито современные диалоги и шутки меня, например, коробили, - наверно, я слишком эльф для такого.

В ноябре шансов на успешное завершение челленджа оставалось мало, и я взялась за самое надежное - за жвачку от Макса Фрая. Я не люблю Фрая и отношусь к его/ее творчеству с брезгливостью, но одного у него/нее не отнять: когда в твоих руках оказывается очередной шитдевр в обложке со стремными графическими человечками, ты дико плюешься, а потом резко обнаруживаешь, что книга уже закончилась, а ты, как дурак, сидишь в лоохи и тюрбане и недоумеваешь, где твоя камра. Поэтому я быстренько проглотила "Горе господина Гро" и "Отдай мое сердце" ("Горе..." вмазало мне прямо по болевой точке, если вы, как я, панически боитесь терять близких, - не читайте вообще никогда).
И взялась за еще одну книгу из сентябрьского списка легкого и радостного. Я, конечно, понимаю, что шведы сейчас в моде, все смотрят эти полунуарные сериалы и читают "Девушку с татуировкой дракона" и прочую жизнь-боль. Но зачем же это советовать как легкое и радостное? Убейте - не пойму, что я должна была найти светлого в книге про женщину с психическими отклонениями, в которой отличного молодого парня убивают в криминальной разборке, а его маленькие брат и сестра остаются совсем сиротами. Это я про "Здесь была Бритт-Мари".

Итак, декабрь. Завершение рабочего года. Восемь непрочитанных книг. Были ли у меня шансы?

Шансы прочитать много, быстро и с удовольствием резко повышаются, если у тебя есть непрочитанная книга Геймана. У меня их оказалось две - "Интермир" и "Интермир. Серебряная греза". Книги понравились, но я не всегда понимала, почему на обложке написано "Нил Гейман", а не "Пейсатель. Из раннего", - очень лукьяненковские и тема, и реализация.

Следующее, что я сделала, - взяла сборник "Электрические сны", в который добрая душа сложила те рассказы Филипа К. Дика, которые легли в основу офигительного сериала-антологии, вышедшего в 2018 году. Я не совсем поняла, как из таких сухих и лаконичных рассказов удалось сделать такие медитативные и трогательные мини-фильмы. И взялась за "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" - потому что нельзя же столько лет игнорировать легенду научной фантастики, по которой был снят настолько легендарный фильм.
Прочитав книгу, не поняла, как и зачем они сняли фильм по книге про электроовец без электроовец. Зато наконец поняла сцену с допросом андроида и суть правильных ответов - фильм совершенно не объяснял, почему за подаренный бумажник человека нужно сдать в полицию, а вопросы о черепахе вызывали в голове андроида-убийцы такой беспорядок.
В целом, недостаток Филипа К.Дика в моем анамнезе был обнаружен, осознан, буду наверстывать.

Оставалось еще четыре книги. Я схватила ту, которая должна была быть жвачкой, - "Эльфийскую стражу" Ника Перумова. Вопреки обязательному презрению, которое труЪ-толкинисты испытывают в отношении творчества Перумова, я в середине нулевых влюбилась в серию про мага, и новая книга из когда-то любимого мира обещала быть отличным рождественским подарком. А вот фиг - читать ее оказалось невозможно, и я еле продралась. Но отступать назад было некогда - декабрь собирался заканчиваться.

Уже в Мексике я решила закрыть еще один пробел в своем образовании. В те времена, когда Мураками был бешено популярен среди моего поколения, я была в вечной оппозиции, не принимала ничего модного (и вообще пропагандировала Ричарда Баха, о чем сейчас даже признаваться как-то стыдно). "Охота на овец" мне не понравилось, хотя, возможно, если бы я прочитала ее лет в 20, то сочетание секса и рок-н-ролла с утомленностью жизнью попали бы в точку. Даже не знаю, читать теперь "Дэнс, дэнс, дэнс", или решить, что из постмодернистов я люблю только Пелевина?

Нон-фикшн "Не работайте с мудаками. И что делать, если они вокруг вас", пролежавший у меня в телефоне несколько лет, напал на меня случайно. Мы ехали с экскурсии в Чичен-Итцу в последний день перед вылетом из Мексики, и из-за серьезной аварии на 4 часа застряли ночью на трассе посреди джунглей. Мобильной связи не было, читалку я с собой не брала, оставалось развлекаться тем, что было в телефоне (а там у меня была скучнейшая подборка из библиотеки "МИФ"). И это был сюр - вокруг джунгли, ночь, неизвестно, попадем ли мы утром на самолет, а я сижу в автобусе и читаю про корпоративные игры и мудаков. И головой киваю время от времени.
Не могу сказать, что эта книга каким-то образом промыла мне мозги или открыла новые истины. Нет, всех мудаков я опознала в лицо, а почти все предложенные способы действий изобрела самостоятельно еще на прошлой работе.

И, когда осталось всего три дня, наполненных походами к лору (у меня баротравма ушей, нефиг было нырять с насморком), подготовками к отмечанию НГ и прочими хлопотами, я снова взялась за Фрая, проглотила, не разжевывая, "Обжору-хохотуна", и 30 декабря закрыла свой книжный челлендж-2018.

В наступившем году берусь за тридцать книг. Хочу позакрывать еще пробелы (прочитать Ремарка, современные популярные книги типа "Шантарама" и "Зулейха открывает глаза", осилить "Театр" Моэма). Прочитать "Черный отряд" (честно начала первую книгу, но читается отвратительно), перечитать Уэйс и Хикмэн. Осилить что-нибудь из нон-фикшн.
И по-прежнему мечтаю о чем-нибудь светлом и позитивном. Самой яркой книгой из этого направления в 2-18 году для меня стала "Школа в Кармартене", которая и будет для меня главной книгой минувшего года.

Самая читающая страна, Итоги года

Previous post Next post
Up