Про ужей, древность и первобытность

Jan 12, 2023 18:43





Уж обыкновенный (Natrix natrix)



Вместо эпиграфа:

«Дамавы - эта ё такі вуж. Ён жыве. Ён не злаўрэдны. Ён нікога не абіжае». (Пачутае ў вёсцы Малыя Нямкі Веткаўскага раёны ад Ігнаценкі Марыі Ягораўны, 1938 г.н.).

Ужей в Беларуси почитали издавна. Например, считалось, что именно уж заткнул собой дырку в ковчеге, которую прогрызла мышь. В народе, когда говорили о древних временах, рассказывали, что раньше люди держали ужей в доме под печью, и когда наступала пора обедать и кормить детей, то уж смело выползал из своего убежища и трапезничал вместе с детьми. На Полесье и Посожье ужей отождествляли с домовыми.

Интересно, что слово «пачвара», имеет аналог в санскрите «пати вара», что буквально означает «господин дома». Похоже, что негативный смысл в белорусском слово приобрело позже. Про культ ужей свидетельствует еще и представления на белорусско-литовском пограничье о Жалгиуне-каралюсе - короле ужей и брате божества Окопирнаса. А количество культовых валунов, которые связаны со змеями просто зашкаливает. Если погружаться в тему культа ужей на наших землях, то вряд ли можно будет уместить все в небольшую заметку.

Поэтому поговорим про совсем уж первобытные времена. Вот, например, обломок амулета в форме ужиной головы из поселения Осовец-2 Бешенковичского района. Поселение относится к периоду среднего и позднего палеолита, а также бронзового века. По словам археолога Максима Чернявского, эта находка датируется III тысячелетием до нашей эры.



Фото из архива Максима Чернявского

На этой же стоянке в восьмидесятые отыскали такую же змейку, только уже целую, а не фрагмент. Стоянка Осовец-2 относится к Северобелорусской археологической культуре. Эта археологическая культура появилась на основе местной доиндоевропейской усвятской культуры, но испытала громадное влияние верхнеднепровской и среднеднепровской культур, которые были уже индоевропейскими. Влияние было настолько сильным, что часть археологов считает Северобелорусскую культуру локальным вариантом культуры боевых топоров.



Фото: wikimedia.org

Интересно, что у наших змеек оказались родственники на далеком севере. В 2020 году в Финляндии в Ярвенсуо обнаружили полуметровую деревянную фигурку в виде змеи, которую после открытия успели окрестить шаманским посохом. Радиоуглеродная датировка показала, что финский посох был изготовлен в 39-м столетии до нашей эры.



«Шаманский посох» из Ярвенсуо

Еще одни северные змейки из Карелии из Оленеостровского могильника. Это вообще мезолит и лютая древность. Оленеостровский могильник начали использовать около 8340-8200 л. н., а закончили - 8125-7935 лет назад.



Змейки из Оленеостровского могильника

Похоже, что белорусский культ ужей простирается своими корнями в первобытное время, а дожил до наших дней. Мне самому доводилось слышать про то, что люди на дачах или деревнях выставляли ужам молоко на блюдечках. Понятное дело, что ужи не пьют молоко и в принципе не могут его усваивать, а сам обычай, по всей видимости, восходит к жертвованию домовым духам. Интересно еще и то, что у белорусских неолитических змеек нашлись «собратья» на далеком севере.

history, mythology, paganism, Ужи

Previous post Next post
Up