Всегда приводили меня в восхищение таежные скалы, россыпи, скальные останцы, и просто огромные каменные глыбы, лежащие одиноко в лесу, на берегу реки или на вершине Забайкальской сопки. Сколько же у нас в Приононье интересных мест?
У нас на Ононе любой Чиронский мальчуган, интересующийся рыбалкой, знает такие места, как Черный Камень, Золотые Ступени, Узкое место. И это все по берегу. В лесу же всегда самым известным у Чиронцев было скальное образование "Чертов Дом". Но были там немногие, хотя раньше и ходили туда пионеры-школьники в поход. А кто был, вспомнит эти отвесные скалы, верхушки стоящих рядом деревьев, узкие лазы среди камней и рододендрона (багульника). Завораживает.
Вот пожалую и все, что доступно простым людям, не болеющим тягой к таежным скитаниям, путешествиям. А кто слышал о Большой Скале, о огромных останцах в пади Захаровой, Городищенской, Кабаниной, скалах в Челбахте, Чючиной? Думаю, мало кто ответит на этот вопрос. И не буду уж спрашивать, кто там был, видел.
Мне в некоторой степени повезло, еще с малолетства я хвостиком ходил за отцом, и видел красоту этих таежных великанов, живущих здесь уже миллионы лет и стоящих по сей день на страже времен. А жизнь вокруг них рождалась, видоизменялась, умирала и снова возрождалась, и только они оставались на своем месте, со своим бессмертием, только с едва заметным старением.
Сколько же они видели???
И вот я подошел к тому, что и хотел сказать с самого начала.
Живет в отрогах Борщевочного хребта, в таежной чащи, среди лиственниц и рододендрона, скрытый от человеческого взгляда отшельник, немой свидетель многих исторических эпох, каменный богатырь "Софьин Гриб". Но он не только знает многое, но и может приоткрыть тайны прошлого, например рассказать интересные истории о каменном и бронзовом веке.
Так выглядит "Софьин гриб". Летом его можно даже не заметить, пройдя всего в 100 метрах.
Предыстория... Очерк в газете "Шилкинская правда" археолога-краеведа Кожина Олега Сергеевича.
«Софьин гриб», или Сказание о том, что в наше время открытие может совершить каждый
Старый эвенк родом из села Бутиха рассказывал мне еще в 70-е годы: «Это было давно, очень давно. Сначала жили на свете только два человека: мужчина и женщина. Плохо им было. Земли не было - одна вода вокруг. Было еще с ними три птицы, наверное, лебеди. Послали их на дно большой реки достать камней и песка. Сделали это птицы. Так Земля появилась. Тогда сделали люди еще двоих - мужчину и женщину - и поселили их на реке Шилке. Они размножились и заселили всю землю. Жили люди хорошо, но потом пришла беда. Загорели на небе два солнца. Сильно жарко стало, жить нельзя было. Тогда лучщий охотник сказал: »Я застрелю лишнее солнце!« И пошел он на восток, где два солнца всходили. Спрятался и ждал. Когда первое солнце взошло, он застрелил его. Сначала плохо было, хотя всего одно солнце осталось. Вода кипела, из нее горы вставали. Камни кипели и, как вода, стали. А когда камни остывали и скалами делались, нарисовал на них главный шаман птиц и зверей». Так рассказывали эвенки, из поколения в поколение, о происхождении наскальных рисунков.
В исследовании древней истории Забайкальского края сделано новое и очень важное открытие. Найдены еще одни петроглифы (наскальные рисунки) древних шилкинцев. По нашему мнению, рисунки разновременные и датируются неолитом и бронзовым веками. Если мы не ошибаемся, это 53-й памятник подобного типа е нашем крае и 3-й в нашем районе после «Бутихи» и «Кирочи». По древности найденные рисунки уступают только знаменитым Быркинским «Люськиным скалам», то есть представляют, несомненно, большой интерес для ученых. Вдвойне интересно, что найденные рисунки по своему типу принадлежат к «охотничьим писаницам» и очень похожи на «Бути-хинские», то есть подобных на сегодня теперь стало две.
Огнёв Юрий был со своим сыном Романом на горе Ягодной. Там, сделав привал под необычной скалой, недалеко от вершины, расположились они на отдых. Любознательный Роман, человек, влюбленный в лес, обратил внимание отца на то, что на отдельных плоскостях скалы заметны красные линии и полосы, похожие на творение рук человеческих. Отец сыну не поверил, но на всякий случай они сфотографировали «рисунки» и через студентов аграрного института Иванова Дмитрия и Туранова Саши (моих учеников) .передали мне, что и послужило поводом моей поездки в Шилкинский район. Свою машину любезно предоставил Терентьев Виктор Васильевич. Поездка не была напрасной, за что всем им большое спасибо.
В глухом распадке пади Таловая, почти в самой вершине ее, среди леса, открывается вдруг случайно оказавшемуся здесь путнику выросшая как из-под земли удивительная скала, похожая на гриб. На геологической карте Мариловцева (п. Первомайский) она так и называется «Софьин гриб».
Древние шилкинцы - люди каменного века, не случайно выбрали эту одинокую, необычную по форме скалу еще в неолитическую эпоху, более шести тысяч лет тому назад. Вечным памятником о жизни щк ' и подвигах давно исчезнувших каменных плоскостях «Софьиного гриба». Нарисованы они краской цвета крови, одни из них темной, густого тона, другие светлой, более жизнерадостной. Многие рисунки замыты водой, другие загажены птицами и безвозвратно погибли, северные пострадали от дождя, ветра и вьюг, и все - от времени. Мы обвели рисунки мелом, полили водой и замерли в восхищении. Из каменных глубин на поверхность как бы вынырнули и проявились петроглифы.
Концентрические круги, солярные знаки, лоси (жившие в легендах и преданиях многих народов, занимающихся охотой), медведь и лисица, мужчины и женщины с раскинутыми руками, загонная охота, собака, зооантропоморфные и антропоморфные фигурки, священные тотемы, двойные круги, ритуальные оградки. Профильные изображения по контуру залиты охрой.
Скала, безусловно, была священной в течение многих лет, - об этом говорят рисунки и каменного, и бронзового веков. Множество магических и колдовских обрядов свершилось. у этой скалы. В древних безмолвных рисунках словно застыли молитвы и просьбы давно ушедших людей. Идолы ментая охраняли скалу от злых духов и служили посредниками между людьми и Хозяином местности.
В глубокой задумчивости мы стояли у картинной галереи каменного века, молча смотрели на священные страницы каменной книги тысячелетий, пытались представить себе, какими они были, наши далекие предки, каким было их мировоззрение, каким этическим нормам они следовали. Мы думали о том, как горели когда-то у этой священной скалы охотничьи костры, собирались племена, шаманы ударяли в бубны, вожди принимали важнейшие решения, кипели страсти. Охотники просуши удачи, девушки - женихов, старейшины - мира. Здесь поклонялись грозным богам природы, приносили жертвы, проливали слезы, торжествовали и печалились.
Не один художник и даже не одно племя побывали у этой скалы. Чаще всего собирались здесь, конечно, охотники, ведь с этим важнейшим занятием связывали в те времена люди свое благополучие. Только охота была надежным источником питания. Роды и племена разных веков и разных тысячелетий проводили здесь свои обряды, которые должны были принести удачу, спасти от голода и беды. Именно здесь делались попытки повлиять на природу и понять тайны окружающего мира, вспомнить об ушедших в мир иной, попытаться предвидеть будущее.
Магические мистерии каменного века, окно в давным-давно исчезнувший мир - еще одна яркая страница древней истории Шилкинского района.
Кожин О.
А вот некоторые из рисунков "Софьина Гриба".
Вот так.
Будет продолжение. Расскажу вам о полупещере, в 300 метрах от этого останца, где возможно жили люди в те далекие времена...