Священство по наследству

Dec 30, 2011 11:15


Чуть не забыл скопировать из темы  Наглядный пример порочности "блата" и практики передачи должности по наследству. вот это сообщение.

Юлия Р.: В РПЦ исторически создался порядок, что, несмотря на процедуру и обряд приходских выборов,  “поповичи” вступали в духовный чин, как бы “по праву рождения.”
Так прямо уже о создавшейся наследственности места службы и говорит собор 1667 г.: “яко да будут (разумеются поповские дети) достойны в восприятие священства и наследницы по них церкви и церковному месту.”
Русское духовенство крепостной эпохи через свою наследственность в значительной мере (хотя и не полностью) спасало своих сочленов от поглощения их системой крепостного труда.
И как у помещика - поместье, у купца и промышленника их заводы и магазины делались их собственными “орудиями производства” и дохода, так и для клириков местная церковь становилась своего рода “орудием дохода,” обеспечения, кормления.

Члены рода также держались по старшинству рождения за свою степень священнослужения (иерейство), предоставляя младшим по рождению братьям меньшие степени: дьяконство, пономарство и т. д. Старший сын при отце служил диаконом, 2-й - дьяком, 3-й - пономарем. Очередь иерейства затем была за 1-м сыном старшего брата. Если он был еще мал, то все-таки место “зачислялось” за ним.
Вот завещание священника: “а после зятя моего попа Игнатия пожалована тем местом дочь моя, вдовая попадья Ксения с детьми. И дана ей на то место жалованная государева грамота... А церковную службу служить Петру (брату завещателя}... И после его живота служить сыну его попу Митрофану, покамест внучата мои возмужают и в попы поступят.”
По смерти отца-священника сын его, не спрашивая архиерея, сам нанимал другого священника, и приход бесперебойно обслуживался пока сам “владелец”-попович не получал хиротонии. Там, где при церкви прижилась одна семья, открывалась возможность дойти пономарю через дьячка, дьякона, до священника. Но где прижилось несколько семей клириков, там сыновья обречены были на достижение только степени своего отца. Так появились “прирожденные” дьякона, дьячки и пономари. Как бы ветхозаветные касты только “левитов,” а не священников.

(собрано из разных источников)

P.S. Итог известен.

Россия, РПЦ

Previous post Next post
Up