Oct 27, 2011 11:57
Этот вопрос периодически возникает у меня в разных контекстах. Будет ли настоящим искусством то, что раскупают люди? То, что выделяют эксперты? То, на что тратят огромные деньги коллекционеры? То, что не оставляет равнодушным?
Побывав на выставке, посвященной творчеству Марины Абрамович, я снова призадумалась об искусстве и о критериях его оценки. Мне вспомнилась наша преподаватель истории культуры, ныне покойная профессор Шахова, которая умела очень изящно и прицельно рассказать о почти любом культурном явлении от древних до современных, при этом аргументировав свою точку зрения. Она могла, например, развенчать какую-то супермодную выставку современного искусства, показав ее пустоту и суетность.
Интересные идеи о настоящем искусстве я встречала в "Башне черного дерева" Фаулза, "Источнике" Айн Рэнд, "Двух жизнях" Конкордии Антаровы. Что дело вовсе не в признании и не в моде. А в чем?
Я склонна относить к искусству то, что чем-то цепляет. Дает пищу для размышлений или эмоций. И чем глубже и надольше зацепило, тем больше мастер тот, кто смог это произведение сотворить.
Некоторые произведения цепляют теневые стороны, подавленные или скрытые. Собственно, большую часть перформансов Марины Абрамович я бы отнесла к таким. Но бывают же в "настоящем искусстве" произведения, вызывающие не только отвращение или страх, а восхищение и любовь.
Не зря Пушкин писал: "И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал".
Лично мне по нраву больше то, что пробуждает "добрые чувства" :). Мюзикл Notre Dame de Paris, картины импрессионистов. Где можешь замереть и внимать. То, где даже испытывая временами сложные переживания, после ощущаешь очищение, облагораживание чувств, некий катарсис.
От видео перформансов и выставки Абрамович такого катарсиса я не ощутила, хотя и была под довольно сильным впечатлением. Скорее, они давали возможность пощупать "коллективную тень" - истязания садо-мазо, сексуальные табу, смерть. Впрочем, присутствовали и перформансы духовного развития - медитации, сидение, исследования влияния взгляда. Но я бы не выбрала себе такого духовного наставника :).
Что есть настоящее искусство каждый здравомыслящий человек будет решать для себя сам. Что касается меня, некоторые произведения я однозначно могу отнести к шедеврам, некоторые - неоднозначно, некоторые - скорее нет, чем да, при этом следуя собственным критериям: 1) насколько зацепило и 2) что именно зацепило.