Чукотка: очарование Севера, которое влюбляет навсегда

Sep 19, 2022 16:14

Публикую первый отчетный текст о Чукотке. Его, разумеется, сократили, но тут я даю полный вариант:



Представьте себе, что вы попадаете в место, где совершено нет дорог, а транспортное сообщение осуществляется только по воздуху и иногда - морем, но погодные условия таковы, что вы можете улететь или уплыть с лишь третьей или четвертой попытки, а время ожидания может растянуться на недели. Где почти нет интернета, вернее, есть, но очень плохой и дико дорогой. Где от цен на продукты в магазинах глаза на лоб лезут, при этом ассортимент весьма скуден, а продукты зачастую просрочены или их нет вовсе. Где нет нормальных отелей, а койко-место в хостеле стоит как номер в средненькой гостинице в Москве. Наконец, где зима длится 10 месяцев в году, снег тает лишь в июне, а, выйдя за пределы поселка вы рискует стать добычей бурого или белого медведя.
Это место находится в России. И здесь живут люди - почти 50 тысяч человек. И сюда с каждым годом стремится все больше туристов. Это Чукотка - самый отдаленный, дикий и манящий регион нашей страны.

На Чукотку, как поется в известной песне, только самолетом можно долететь. Четыре раза в неделю из Москвы, два из Владивостока, а еще из Иркутска, Хабаровска и Петропавловска-Камчатского. Разумеется, Чукотка - не только самый отдаленный регион, но и самый дорогой по стоимости перелета. Местные жители пользуются «дальневосточной скидкой», туристы же платят полную цену, которая может достигать 70 тысяч рублей в один конец. Впрочем, в последнее время «Аэрофлот» серьезно снизил цены на все дальневосточные направления, прилететь в Анадырь из Москвы теперь можно всего за 20 тысяч, причем, билеты не нужно покупать за полгода, как прежде.

Трудности перевоза

Первые, кто вас встретит в Анадыре это пограничники. Правда, они всего лишь проверят у вас паспорт. А совсем недавно вся Чукотка была погранзоной, для посещения которой требовался погранпропуск, без которого незадачливых туристов, не потрудившихся узнать правила посещения региона, разворачивали назад сразу в зале прилета анадырского аэропорта. Сегодня погранзона сохранилась только на островах, впрочем, пограничники в любом случае будут вас сопровождать везде за пределами Анадыря - проверять вас в аэропортах, на борту теплохода, встречать на причалах и на дорогах.

Сложности могут начаться у вас сразу по прилету. Дело в том, что аэропорт чукотской столицы находится не в самом Анадыре, а в поселке Угольные Копи - на противоположном берегу Анадырского лимана, и то, попадете ли вы в тот же день в Анадырь целиком зависит от погоды. С января по апрель по льду лиман проходит зимник, это самое безопасное время. Летом пассажиров шесть раз в день туда-сюда перевозит старенький катер «Камчатка». Есть еще две государственные и две коммерческие баржи, которые перевезут вас, если надо, с машиной. Но если на море шторм, вы можете просидеть на причале до тех пор, пока он не прекратится. Это куда критичнее для тех, кто улетает - бывает, что большая часть пассажиров не успевает на самолет, и он летит полупустой, везя лишь тех счастливчиков, кто за день до рейса перебрался в Угли. Есть еще вертолет, но места ограничены, и стоит это удовольствие 4000 рублей с человека.



С недавнего времени в Анадырь из Москвы можно долететь всего за 20 тысяч рублей, ранее стоимость билета достигала 70 тысяч рублей в один конец.
Фото: Дмитрий Родионов/Octagon.Media

Совсем все плохо весной и осенью, когда льда уже (или еще) нет, поверхность моря покрыта нугой, и пройти по ему могут разве что аэросани. Ну и остается все тот же вертолет. В общем, нужно всегда принимать во внимание, что вы можете не попасть в Анадырь с первой попытки, а обратно и вовсе не попасть на самолет. В разное время существовали различные проекты решения проблемы: мосты, тоннели, но это в принципе неокупаемо в таком регионе, а вешать подобный объект на плечи местного бюджета - гарантированно убить его. Впрочем, сегодня обсуждают строительство канатной дороги через лиман. Это куда дешевле, и вроде как уже нашлась компания, готовая реализовать проект.

Если вы застрянете в Углях, вам придется также столкнуться с проблемой жилья. Ибо в разгар сезона - нет ни то, чтобы мест в гостиницах и хостелах - нет свободных коек в квартирах, хозяева которых могут давать жилплощадь куда большему числу людей, чем та может вместить. Люди едут сюда на добычу золота, на путину, на строительство и тп. А тут еще туристы. И все едут летом. Цены на чудом найденное жилье вас удивят не меньше, чем цены в магазинах - 2500-3000 рублей за койко-место.

В Анадыре та же проблема, хотя там все же попроще: больше гостиниц, хостелов, сдаваемых квартир. И все же, если вы собрались на Чукотку, рекомендуется вопросом аренды жилья озаботиться сильно заранее, как и вопросом покупки билетов. Забудьте про «Букинг» и «Триваго» или даже «Яндекс-Путешествия» - здесь о таком никогда не слышали.

Дорогая жизнь без дорог

Да, конечно же, никакого «Яндекс-такси» или «Яндекс-еды» тут тоже нет, но проблем с такси и доставкой еды никаких. Зато проблемы с интернетом. Серьезные. Забудьте про вай-фай в гостиницах и кафе. Мобильный интернет очень плохой, его хватит разве что почту проверять и сообщения в «Вотсап» или «телеграм» посылать. Забудьте про скачивание или отправку фотографий, музыки, видео. И стоит это все, как будто вы в роуминге.

Дело в том, что Чукотка последний регион России, куда еще не протянули оптоволокно. Предпоследним была Камчатка, туда протянуть успели, а на Чукотку - нет. Должны были к концу этого года, но помешали санкции. Теперь вопрос - неизвестно, когда решится. Зато после того, как подключили Камчатку, все спутники теперь работают только на Чукотку, по сравнению с моим предпоследним визитом, качество связи стало, конечно, лучше. Но до привычного нам уровня еще далеко, как до Китая пешком.

Что всегда шокирует тех, кто приезжает в регион впервые - это цены в магазинах. Чукотка живет завозом. Поскольку нет ни автомобильных, ни железных дорог, доставка абсолютно всего осуществляется исключительно морем (в отдельные населенные пункты зимой по зимникам). Разумеется, когда открыта навигация - в июне везут товары в Анадырь, оттуда по селам. К апрелю обычно запас овощей, фруктов и тд. полностью иссякает. Отсюда, собственно, и обилие просроченных продуктов, к которым местные привычны с детства, а туристов, впервые попавших сюда, это шокирует.

И да, о ценах. Килограмм сосисок - 1200 рублей, килограмм картошки -150 рублей, яблок -300, бананов - 600, мандаринов - 850, персиков - 900, черешни - 1000. Ну, и так далее - по мере увеличения экзотичности продукта. По мере их исчезновения, цены еще растут.



И если Анадырь - это местный «материк», где есть все и всегда, то райцентры, а особенно - национальные села могут испытывать нехватку продуктов даже летом. Мы пробыли две недели в Чукотском районе - в это время подходы к селам заперли льды, и судно, привезшее товары, несколько раз не могло разгрузиться и возвращалось в Анадырь. Продукты первой необходимости в села доставляли вертолетом, а все остальное - уже, как получится. Так что, если кто-то ждет с «материка» стройматериалы, мебель или технику, ждать, возможно, придется долго.
В любом случае, будьте готовы к тому, что даже летом в магазинах вы не найдете нужных вам вещей, включая продукты, или они будут стоить запредельные деньги.

Город засыпает

И да, в любой момент могут отключиться терминалы безналичной оплаты, так что лучше всегда иметь наличку, тем более, что банкоматы (разумеется, только Сбербанка) есть только в райцентрах и закрываются после шести вечера, как аптеки, хозторги и тд. (только продуктовые работают до 20, а иногда и до 21 часа). В селах банкоматов нет вообще, и в лучшем случае будут 2-3 магазина.

Разумеется, если вы путешествуете за пределами Анадыря, забудьте про ночные или фитнес-клубы, разнообразные кафе, кинотеатры и т.д. Библиотека, дом культуры и столовая - вот весь набор развлечений. В Анадыре все есть, причем, на вполне современном - европейском уровне, но как я уже говорил, Анадырь - это почти «материк».

Впрочем, надо понимать, что сюда едут не для того, чтобы посидеть в баре, поиграть в биллиард или боулинг или сходить в кино. Сюда едут работать - за «длинным северным рублем». Далеко не все выдерживают. Приедет иной раз человек даже на непыльную работу - учителем, директором школы, врачом, помучается полгода-год, сломается и уедет. Не все выдерживают местный ритм жизни, местный климат, когда полгода длится полярная ночь, и метели наметают сугробы высотой со второй этаж, а даже в июле воздух редко прогревается выше +10, а короткое северное лето заканчивается уже в августе. Но многие остаются, искренне влюбившись в эту землю, которую называют тут «землей настоящих людей».



Настоящих, потому что умеют выживать, не теряя при этом лучших человеческих качеств и веры в лучшее, не потеряв ее даже в суровые 90-е, когда целые поселки морозили (не было света, тепла, воды, топлива), закрывались предприятия, люди продавали трехкомнатные квартиры по цене билета в Москву, отправляясь в неизвестность, где у них не было ни работы, ни родственников, ни перспективы. Целые поселки вымирали. Сегодня Чукотка едва ли не рекордсмен России по числу масштабных «заброшек» - от военных городков - до гражданских. Настоящий рай для сталкеров. Хотя местным, понятное дело, больно видеть руины домов, в которых они родились, росли, учились, влюблялись, создавали семьи.

Тем не мене, сегодня многие возвращаются. Просто потому, что невозможно забыть эту землю. Возвращаются, как только появляется возможность.

Тундра, киты и фьорды

И, конечно, сюда едут туристы. Пока не массово. Но Чукотка с каждым годом становится все популярнее. Всякий раз, когда я собираюсь на Чукотку, знакомые и родственники крутят пальцем у виска, мол, совсем сдурел - там же холодно и делать нечего, давай лучше с нами в Турцию. Возможно, если бы они хоть раз побывали здесь, они бы изменили свое мнение. Ведь север может с первого же раза захватить ваше сердце, и уже никогда не отпускать.

Чукотка - это бескрайняя тундра, особенно красивая в начале осени, когда она покрывается красно-желтым ковром. Чукотка - это чистейшие студеные моря, в которых резвятся огромные киты, а вдоль береговой линии можно встретить стада моржей. Чукотка это не высокие, но очень живописные горы, окутанные облаками, до которых, кажется, можно дотянуться рукой, фантастически красивые заливы, бухты и фьорды - ничем не хуже, чем в Норвегии.

Если вы захотите посетить Чукотку, у вас не будет вопросов, а что там можно увидеть. Вернее, в первую поездку вы будете мучиться вопросом, что посмотреть в первую очередь, ибо по числу уникально красивых мест Чукотка может побороться с Камчаткой.

На Чукотке расположен самый северный российский город - Певек с единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанцией. Недалеко от поселка Эгвекинот находится точка пересечения 180 меридиана и северного полярного круга, единственное место на Земном шаре, где вы можете шагнуть не только в Заполярье и обратно, но и из восточного полушария в западное.

Если вы любите горы - вам обязательно нужно посетить бухты Провиденского района и пролива Сенявина. Там же вы можете видеть легендарную Китовую алею на острове Итыгран и мистическое «китовое кладбище» села Янракыннот. В Чукотском районе обязательно нужно побывать в китобойной столице России - селе Лорино, где есть уникальный шанс увидеть настоящую охоту на кита и попробовать чукотско-эскимосскую кухню, основу которой составляют китовое и моржовое мясо. Сразу скажу, нигде больше - даже в Анадыре, не говоря уже о «материке», вы этого не попробуете ни за какие деньги.



Главное богатство Чукотки - её люди. Они обладают уникальными качествами, позволяющими им выживать на этой, казалось бы, не очень пригодной для жизни земле.
Фото: Дмитрий Родионов/Octagon.Media

В Чукотском районе также находится самая восточная точка евразийского континента - мыс Дежнева, где вы можете ощутить пульс Земли и узнать, что такое настоящее безвремение, встретить рассвет первым в Евразии. Ведь Чукотка - это место, где рождается новый день, и где начинается Россия.
Недалеко расположился остров Ратманова - самая восточная часть нашей страны, откуда невооруженным взглядом видно Аляску, рядом с которым проходит линия смены дат. Чуть севернее находится самое восточное поселение Евразии - Уэлен с его знаменитой на весь мир косторезной мастерской.

Но главное богатство Чукотки это, безусловно ее люди, обладающие уникальными качествами, позволяющими им выживать на этой, казалось бы, не очень пригодной для жизни земле. Вы можете познакомиться с бытом оленеводов и морзверохотников, прикоснуться к уникальной культуре чукчей и эскимосов, познакомиться с последними на Земле носителями редких диалектов, а если повезет, как мне в этом году - попасть на праздник «Беренгия», в ходе которого коренные жители соревнуются в гонках на кожаных байдарах, конструкция которых не менялась столетиями, в других национальных видах спорта, а также в самодеятельности: песнях, танцах и тд. А если, опять же, повезет, как мне - прокатиться на настоящей байдаре в роли гребца.

Конечно, путешествие на Чукотку удовольствие не из дешевых, в отличии от Камчатки здесь нет развитой туристической инфраструктуры, да и туристическая реклама региона, откровенно говоря, полностью отсутствует. Наверное, потому, Чукотка, будучи одним из самых красивых и интересных регионов России, остается и самым недооцененным и малопосещаемым.

И в этом есть свой плюс: в отличии от широко распиаренной Камчатки, здесь нет толп туристов, природа сохранилась такой, какой была тысячелетиями, а культура, традиции и быт местных жителей - нетронутыми и аутентичными.

Одним словом, если вы хотите понять Россию, составить полное представление о ней, Чукотка - регион обязательный для посещения. И, возможно, вы захотите вернуться сюда не раз. А может, остаться навсегда.

https://octagon.media/istorii/chukotka_ocharovanie_severa_kotoroe_vlyublyaet_navsegda.html

Читайте меня в Яндекс-дзене, Телеграме и в Контакте!

Чукотка, Октагон, путешествия, Север

Previous post Next post
Up