Литва не допускает возможности «зеленых коридоров» для транзита российских товаров в Калининградскую область, заявила советник литовского президента Аста Скайсгирите. «Политика Литвы до сих пор - нужно запретить транзит санкционированных товаров и осуществлять контроль. Момент контроля должен обязательно остаться, и когда кто-то публично говорит о «зеленых коридорах», об этом не может быть даже мысли, чтобы Литва не контролировала на своей территории, что следует, куда следует и почему следует», - подчеркнула Скайсгирите.
Она также добавила, что литовские дипломаты в Брюсселе обсуждают с Еврокомиссией текст будущего документа с разъяснениями по поводу транзита. «И это хорошо, это не тот случай, когда ЕК только велит, а мы только исполняем», - сказала она.
Ранее губернатор Калининградской области Антон Алиханов предложил создать «зеленый коридор» через Литву. Он отметил, что его создание может стать условием в переговорном процессе, гарантирующим отмену ответных мер со стороны России, если они будут приняты. «Это одна из переговорных позиций, которую нам стоило бы отстаивать. <...> Вы же понимаете, что если они не вернут сейчас транзит, то мы примем ответные меры. Про последнюю ответную меру уже сказал, она значительно ударит по экономике этой страны. Снятие этих ограничений можно будет увязать с созданием коридора», - подчеркнул глава региона.
По его словам, похожие примеры уже были в истории, такой подход можно было бы применить в новых договоренностях и по калининградскому транзиту.
Примеры были, однако все они в итоге не становились панацеей, вызывая еще больше споров, чем причины, по которым возникала необходимость в них.
Характерный пример - коридоры в Закавказье, которые должны были появиться по итогам трехсторонних соглашений, прекративших вторую Карабахскую войну в ноябре 2020 года: уже существующий Лачинский и пока только гипотетический Сюник-Зангезурский. Гипотетический - потому, что армянская сторона категорически против, чтобы по ее территории проходила дорога, которую она не контролирует. Ведь коридор, по сути, должен стать экстерриториальной единицей Азербайджана, на въезде и выезде из него предполагается полное отсутствие какого-либо пограничного и таможенного контроля. Согласно договоренностям, контролировать его должны российские пограничники, но Ереван и это не устраивает, он убежден, что полный контроль над этой транспортной артерией должен принадлежать ему.
Литовцы тоже не хотят, чтобы по их территории прошла трасса, к которой они не имеют доступа. Но возникает логический вопрос: если не хотите закрытого коридора по своей территории, что мешает просто вернуть положение дел до 18 июня и начать попускать грузы по открытому коридору?
Собственные амбиции? Нежелание идти на уступки? Желание нагадить России любыми способами? Или четкие установки из Брюсселя или Вашингтона?
Стоит вспомнить уже исторический пример - Данцигский коридор, прошедший по территории Польши из германской Померании в германскую же Восточную Пруссию. По итогам Первой мировой кусок балтийского побережья достался полякам, разделив Германию. В итоге по доставшейся Польше территории был проложен коридор, соединяющий разорванные территории Германии.
Однако Варшава вела себя один в один, как Вильнюс сегодня - периодически перекрывала транзит, выбивая для себя от немцев всяческие преференции, деньги и ресурсы. Чем это все закончилось для Польши 1 сентября 1939 года, мы все помним. Понятно, что Вторая мировая началась бы и без этого, но нельзя не отметить вину Польши в ее развязывании.
И Литва, и, кстати, Польша должны понимать, что единственной альтернативой легальному коридору, связывающему основную территорию России с Калининградом, является Сувалкский коридор, которыми они сами постоянно пугают весь мир. Напомним, что имеется в виду гипотетический сухопутный «коридор» длиной около 100 километров, который мог бы соединить территорию Белоруссии с Калининградской областью России. В настоящее время по этой территории проходит граница Польши с Литвой.
Понимают ли это в Вильнюсе? Или сознательно провоцируют?
Ответ на вопрос, что будет дальше, сильно зависит от того, кто все же стоит за решением перекрыть транзит. Сами литовские элиты? Евросоюз? Или Соединенные Штаты?
Обратим внимание: с самого начала этой эпопеи и Вильнюс, и Брюссель старательно переводили стрелки друг на друга. Глава литовского МИД Габриэлюс Ландсбергис сразу заявил, что запрет на транзит был принят в соответствии с санкциями Евросоюза. По его словам, все было сделано согласно консультациям с Европейской комиссией. А его заместитель Мантас Адоменас и вовсе рассказал, что они получили некое разъяснительное письмо из Брюсселя, в котором якобы было сказано, что санкции Евросоюза против России распространяются на калининградской транзит.
В Брюсселе между тем от этого сразу открестились. По словам представителя Еврокомиссии Эрика Мамера, Литва сама заявляла о введении ограничений. В то же время посол ЕС в России, вызванный на Смоленскую площадь, утверждал, что «Литва не принимает односторонних мер, а исполняет санкции ЕС».
Трудно однозначно ответить на вопрос о том, кто все же стоял за этим решением. Важно понимать: его цель - проверить реакцию России.
На этом фоне схожая ситуация развернулась вокруг Шпицбергена, куда Норвегия запретила России поставлять снабжение для поселка Баренцбург. Одна и та же схема. Впрочем, очевидно, реакция Москвы привела-таки Норвегию в чувство. После того как в Москве заговорили не только о возможности пересмотра суверенитета Осло над архипелагом, но и расторжении договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море, у норвежцев сразу поменялась позиция. Они, конечно, заявили, что договор не имеет срока давности и не подлежит денонсации, но на всякий случай решили не обострять ситуацию и пропустили грузы.
По словам пресс-секретаря МИД Норвегии Ане Лунде, решение стало «результатом диалога с российской стороной». «У Норвегии никогда не было цели останавливать поставки на Шпицберген, и в частности в Баренцбург. Однако из-за санкций они не могли быть перевезены с помощью грузовика, зарегистрированного в России. В Тромсё его перевезла норвежская транспортная компания», - пояснила она.
Не знаю, родилась ли идея запретить провоз грузов в головах у норвежцев или им ее партнеры по НАТО подсказали, но очевидно, что решение возобновить его было решением самой Норвегии, которая вдруг поняла, что русские и впрямь могут ответить и никто ей на помощь не придет.
А всего делов-то - перевезти подсанкционные грузы норвежским транспортом. И все. Вопрос закрыт.
Почему бы на компромисс, позволяющий сохранить лицо, не пойти Литве?
Разница все же существенная. В случае с Баренцбургом Россия может просто начать поставлять грузы напрямую при поддержке военных кораблей, и НАТО может посчитать, что здесь нет никакого нападения на суверенную территорию Норвегии, мол, Шпицбергенский трактат не запрещает России снабжать свои поселения на этой территории. А значит, никто за Норвегию «впрягаться» не будет.
А вот попытка проложить силой коридор по территории Литвы займет куда больше сил и времени и уже будет однозначно истолковываться как агрессия. Это в Литве хорошо понимают, потому и нарываются. Литва, к слову, в отличии от Норвегии - страна-камикадзе. И полностью подконтрольная США.
В любом случае очевидно, что, как только в воздухе запахло реальной перспективой силового решения вопроса и втягивания в войну с Россией, в Европе также начали трезветь. Как заявил в конце июня А. Алиханов, появилась информация о том, что Евросоюз готов учесть свои обязательства по обеспечению транзита грузов в область и не блокировать его из-за санкций. «При любом сценарии у нас из федерального центра есть необходимая поддержка. Сейчас, правда, появились сообщения о том, что европейцы учтут свои обязательства и не будут препятствовать калининградскому транзиту. Посмотрим, как это отразится в документах, насколько это будет быстро», - сказал он в видеообращении в своем Telegram-канале.
Чуть позже агентство Рейтер сообщило, что ЕС намерен исключить транзит в область через Литву из ограничений, чтобы разрядить конфликт с Москвой. По словам одного из источников агентства, компромисс может заключаться в том, что перевозки в Калининградскую область из других российских регионов не будут считаться международной торговлей, так как город является эксклавом - не суверенным регионом, который отделен от страны и окружен другими государствами.
Такое решение может быть принято только в том случае, если попавшие под санкции грузы будут использоваться в Калининградской области, а не экспортироваться в другие страны через порт. Такое трудно гарантировать, поэтому это может поставить Литву на путь конфронтации с Москвой, сказал источник.
Кроме того, как сообщил РИА «Новости» источник в Еврокомиссии, последняя находится в тесном контакте с властями Литвы по транзиту товаров в Калининград и в развитие ситуации будет давать «дополнительные инструкции».
Очевидно, что европейцы, даже если и дали Вильнюсу добро на антироссийские действия (в то, что они были инициаторами, совершенно не верится), то тоже несколько испугались перспективы перегибания палки и резкой эскалации напряженности. Возможно, это чувствуют и в США.
Как утверждает в беседе с Foreign Policy старший научный сотрудник Центра стратегии и безопасности имени Скоукрофта Эмма Эшфорд, Литва, пойдя на обострение отношений с Россией, заманила НАТО в ловушку, «когда одному члену объединения, обычно меньшей и более слабой стороне, удается втянуть своего союзника в конфликт, который не отвечает его интересам».
«Возникает вопрос, консультировались ли литовцы со своими союзниками в Западной Европе или с Соединенными Штатами, прежде чем сделать этот выбор?» - спросила она. По ее мнению, политика Литвы свидетельствует о том, что Вильнюс гораздо более склонен к ухудшению отношений с Москвой, нежели Париж, Берлин или Вашингтон.
Что ж, будем надеяться, что Брюссель таки отвесит подзатыльник Вильнюсу. Разумеется, непублично, чтобы никто не подумал, что это шаг в сторону России. Но в любом случае это будет шаг в сторону укрепления безопасности. А следующим шагом должно быть возобновление транзита. Условия обсуждаемы, Москва свои предложила. Сувалкский коридор при этом сохраняется в качестве крайней, но действенной меры.
https://www.ritmeurasia.org/news--2022-07-10--zelenyj-koridor-cherez-litvu-ili-suvalkskij-koridor-vybirajte-gospoda-60847 Читайте меня в
Яндекс-дзене,
Телеграме и
в Контакте!