Россия запросила у Турции разъяснения в связи с заявлением советника президента Реджепа Эрдогана Ихсана Шенера об использовании сил Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Казахстане, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Турецкий чиновник сказал, что «в своё время Казахстан освободился от гнёта СССР», а теперь некие силы якобы снова «угрожают поставить республику под его бессмысленное ярмо».
Можно было бы подумать, что это мнение лично Шенера. Однако не стоит забывать, что сразу после ввода в Казахстан миротворцев турецкие СМИ и телеграм-каналы, как по команде, бросились обличать «российскую агрессию» против суверенного Казахстана. Это уже напоминает спланированную информационную войну, и едва ли это делается без благословения официальной Анкары.
При этом сам турецкий лидер пока молчит. Видимо, чтобы не выглядеть идиотом, как госсекретарь США, который потребовал у Казахстана объяснений в связи с вводом миротворцев. Однако есть подозрение, что у него на уме то же, что на языке его советников.
В любом случае молниеносная реакция ОДКБ на события в Казахстане застала врасплох всех: и Запад, и турок.
Это был «сюрприз», причём неприятный. Особенно для идеологов пантюркизма, которые на Казахстан давно облизываются, стремясь включить его, как и другие тюркоязычные страны региона, в сферу своего влияния.
Великий Туран пока распространяется лишь на Азербайджан, который туркам удалось полностью подчинить себе в экономическом, политическом и в военном плане. Вторая карабахская война и подписанная по её итогам Шушинская декларация окончательно оформили статус Баку по отношению к Анкаре. А ещё завершение многолетнего конфликта и Зангезурский коридор открыли туркам дорогу к побережью Каспийского моря, а оттуда - в Среднюю Азию.
Вообще-то турки давно пытаются туда проникнуть, наращивая экономические связи с государствами региона. Но помимо географической удалённости им мешает сама политическая ситуация. Власти этих бывших советских республик всегда отличались особой многовекторностью и умением сидеть сразу на трёх стульях: российском, американском и китайском. Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Туркмения предпочитают не складывать яйца в одну корзину, умело лавируя между интересами трёх основных мировых геополитических игроков.
Казалось бы, Турции там ловить нечего. Но это не так.
В отличие от Москвы, Вашингтона и Пекина, у Анкары есть козырь - тюркское. С одной стороны, «тюркский мир» - это такая же пустышка, как и «русский мир», возможно, даже в большей степени - у Турции с теми же якутами или гагаузами практически не осталось ничего общего, кроме полумифической прародины и связанных с ней легенд. С другой - при грамотном наполнении можно превратить эту пустышку в серьёзный геополитический фактор.
Идеологическая работа в этом направлении ведётся с момента распада СССР: уже в 1992 году был образован Тюркский совет (ТС), однако в изначальном виде он напоминал скорее историко-лингвистический кружок. Но с приходом к власти Эрдогана, который начал активно использовать идеи пантюркизма, многое изменилось.
Вторая карабахская война стала поворотным моментом, позволившим Анкаре превратить ТС уже в политический союз - Организацию тюркских (читай: турецких, в тюркских языках это одно слово) государств.
Именно Назарбаев сыграл когда-то важную роль в становлении Великого Турана.
Немаловажную роль в становлении Великого Турана сыграл Назарбаев. Это он активно способствовал развитию тогда ещё ТС, приютил у себя множество органов совета, включая Международную тюркскую академию, которая недавно назвала российскую Якутию одним из «непризнанных мировым сообществом государственных образований». Именно Назарбаев является одним из авторов принятой на недавнем саммите Организации тюркских государств (ОТГ) концепции «Видение тюркского мира - 2040».
Подавленный мятеж в Казахстане окончательно устранил Назарбаева от власти. Президента Токаева многие воспринимают человеком Китая. К тому же помощь ОДКБ должна усилить влияние Москвы. Как ни крути, позиции Турана должны ухудшиться.
Несмотря на оптимизм некоторых российских изданий, вышедших с заголовками типа «Россия наносит сокрушительный удар по Великому Турану», каких-то кардинальных изменений ждать не стоит. Однако идеологи пантюркизма, несомненно, захотят форсировать рост влияния в регионе, чтобы их не опередили русские, как и с ОДКБ.
Так и писали некоторые турецкие СМИ: «Русские нас опередили!»
Министр обороны Хулуси Акар заявил о готовности Анкары оказать поддержку Казахстану, но сделал это поздно - видимо, чтобы просто напомнить о себе.
Между тем сразу после этого в Анкаре открыто заговорили о необходимости создания тюркской армии. Влиятельная газета Türkiye начала прямо с заголовка «Должен быть создан тюркский военный союз». «Следует немедленно создать совместные турецкие силы», - утверждают военные эксперты издания, предлагая ОТГ подготовить юридическую почву для создания военной структуры.
Позднее контр-адмирал в отставке Джихат Яйджы в газете Yeni Safak написал, что события вокруг Казахстана доказали необходимость создания военного блока тюркских государств. В своей публикации Яйджы также нелестно отозвался об отправке войск ОДКБ в Казахстан, выразив сомнения в истинных намерениях миссии. Кроме того, по его словам, весь тюркский мир должен извлечь урок из факта, что в состав контингента вошли Вооружённые силы Армении.
О создании турецко-азербайджанской армии заговорили сразу после подписания Шушинской декларации.
Понято, что упоминание Армении необходимо прежде всего для давления на эмоции. Главный объект нападок, конечно же, не Армения, а Россия. А цель - продвижение Великого Турана.
«Суть его [урока] в следующем: армия Турана должна быть создана!» - резюмировал Яйджы.
О создании тюркской (турецко-азербайджанской) армии заговорили сразу после подписания Шушинской декларации, когда председатель турецкого парламента Мустафа Шентоп заявил, что Анкара и Баку ведут переговоры о создании совместной армии. Правда, как потом выяснилось, азербайджанские СМИ неправильно перевели заявление политика на русский: на самом деле тот говорил об укреплении военного сотрудничества. Но сигнал подан и услышан.
Конечно, никакой общей армии у независимых государств быть не может, а вот военный альянс - вполне. И прообраз у него уже есть - Шушинская декларация, оформившая военный союз Турции и Азербайджана, где у Азербайджана роль «младшего брата». Такие же роли отведутся и другим потенциальным участникам объединения, как у стран Восточной Европы в НАТО, территорию которых США используют в качестве плацдарма и которым они навязывают своё вооружение.
К слову, Турция уже поставляет оружие не только Азербайджану, но и Туркмении, Узбекистану и даже членам ОДКБ - Киргизии и Казахстану. Победа Азербайджана в Карабахе, достигнутая во многом благодаря турецкому оружию, сделала турецкие беспилотники очень популярными. Киргизия уже приобрела «Байрактары», а Казахстан подписал контракт на поставку трёх единиц БПЛА ANKA, наземных баз и пакета логистической поддержки.
Кстати, не стоит забывать, что Турция при этом - член НАТО. ОДКБ, в отличие от НАТО, не запрещает покупать оружие у стран - членов других блоков. Но дело вовсе не в оружии, хотя это тоже неприятно (с рынка Азербайджана турки за последний год Россию сильно потеснили, теперь ещё нацелились и на среднеазиатские, где господство пока за РФ), и даже не в гипотетическом военном блоке, которого не будет, пока есть ОДКБ.
Дело в том, что казахская история и впрямь может заставить Анкару подстегнуть политическое наполнение «тюркского мира». Великий Туран, подкреплённый политической идеологией, может оказаться сильнее предлагаемого Россией евразийского единства, которое пока что существует только в виде экономического союза.
https://octagon.media/mir/velikij_turan_nanosit_otvetnyj_udar_.html Читайте меня в
Яндекс-дзене,
Телеграме и
в Контакте!