Двое российских болельщиков осуждены во Франции по делу о нанесении тяжких телесных повреждений английскому фанату во время беспорядков на Евро-2016 в Марселе. Суд присяжных в городе Экс-ан-Прованса приговорил Михаила Ивкина и Павла Косова к трем и десяти годам тюремного заключения соответственно.
Ивкин теперь может вернуться в Россию (правда, не раньше, чем снимут коронавирусные ограничения, а это одному богу известно когда) - он свои почти три года уже отсидел, болельщики находятся во французских тюрьмах с начала 2018-го. А вот Косову придется задержаться во Франции еще на семь лет. Его защита не будет обжаловать приговор - она довольна, что обошлось «малой кровью - ведь обвинение просило 15 лет для Косова и 5 для Ивкина, и попытка апелляции может ужесточить наказание.
Напомню фабулу этой истории. 11 июня 2016 года перед матчем сборных России и Англии на Евро-2016 в Марселе состоялась большая драка фанатов в старом городском порту, которая позже продолжилась на стадионе, а после матча - снова в городе.
Версии того, что же все-таки произошло, разнятся.
Как рассказали выступавшие на процессе свидетелями французские полицейские, английские фанаты пили пиво в городском порту, никого не трогали, когда на них напала толпа россиян, которые были, в отличие от своих оппонентов, организованны и трезвы, при этом имели при себе капы и кастеты - то есть заранее готовились именно к нападению, а не к обороне.
Еще по одной версии, англичане сами еще в ночь с 9 на 10 июня устроили первые погромы и столкновения с полицией и местными фанатами, россияне появились лишь на следующий день и были спровоцированы.
Тем, кто не понаслышке знает, что такое английские фанаты, трудно поверить, что они стали невинными жертвами, которые никого не трогали, спокойно пили пиво, и вдруг на них «прыгнули» на ровном месте.
В той драке, вернее сказать побоище, участвовали сотни человек, десятки после угодили в больницы. Один из английских болельщиков 51-летний Эндрю Бейч остался на мостовой - получил множественные переломы, а также травму мозга, из-за которой его поместили в искусственную кому, в результате чего он остался инвалидом.
Конечно, никак нельзя оправдывать подобные «развлечения», кто-то должен был понести за это ответственность. Однако возникает ощущение, что французские и британские власти заранее решили, что это должны быть русские.
К нашим фанатам вопросов тоже немало, но в драке участвовали не только они, а вот никто из англичан ответственности не понес. Не понес ответственности и никто из местных болельщиков, большую часть которых составляли выходцы из Северной Африки. Они, по многочисленным свидетельствам, первыми начали нападать на англичан, спровоцировав массовое побоище, где каждый выживал, как умел.
Опять же, повторюсь, представлять английских фанатов «агнцами» как минимум наивно. Тем более, что вели они себя отвратительно, практически не трезвели и с удовольствием дрались с полицией с применением бутылок и прочих подручных средств.
Кстати, о бутылках. Наши болельщики потом рассказывали, что пиво в них (речь именно о стекле) продавалось свободно на каждом шагу. По их словам, едва они появились на месте событий, все кафе уже были разгромлены, на тротуарах стекла было выше щиколотки, и на брусчатке везде стояли распакованные ящики пива, словно заранее приготовленные боеприпасы.
Все, кто там был - в недоумении: почему полиция АБСОЛЮТНО НИКАК не подготовилась к этому? Напротив, было похоже на то, что все было сделано специально.
«Такое ощущение, что Марсель сам хотел крови. В общем, он ее и получил», - напишет потом один из российских болельщиков.
Не хочется заниматься нравоучением по отношению к европейцам (они этого страсть как не любят), но трудно удержаться от соблазна сравнить все это с чемпионатом мира, состоявшимся в нашей стране всего два года спустя.
Начнем с того, что у нас нигде не продавали пива в стекле. У нас перед и после матчей вообще алкоголь поблизости от стадионов ни в каком виде не продают, а распивать его на улице запрещено круглосуточно семь дней в неделю, хоть там праздник, хоть что. В том числе на стадионах. Это ради мундиаля сделали исключение и разрешили продажу пива на трибунах и в фан-зонах, а также лояльно относились к иностранным гостям, распивающим потом на улицах. Разумеется, из пластиковых стаканчиков - никакого стекла.
Да и не в пиве дело. Я вспоминаю ту атмосферу дружбы и общей причастности к великому футбольному празднику, которая царила на улицах Москвы в те дни. Если сначала я еще ожидал возможных столкновений, то к концу чемпионата мне было сложно представить себе, чтобы кто-то с кем-то вдруг подрался.
А в Европе - норма для болельщиков драться друг с другом, с полицией, громить кафе и магазины. Во Франции вообще привыкли все громить по любому поводу, не только фанаты - вспоминаем, как у них протестное движение против увеличения цен на топливо превратилось в длительные массовые погромы по всей стране.
На Западе на это, наверное, скажут, что в России полицейское государство, что у нас всех болельщиков перед чемпионатом запугали, а наиболее неуправляемых - посадили, а вот у них, в Европе - полная демократия и свобода. Свобода творить все, что заблагорассудится, в том числе, убивать и калечить.
И если рядом оказываются русские, то очень удобно валить все на них. Тем более, если в качестве «истца» выступает Великобритания, давно превратившаяся в главную русофобскую силу Европы, которая неустанно подогревает градус антиросийской истерии, то устраивая провокацию со Скрипалями, то пытаясь реанимировать тему с отравлением Навального, когда все о ней почти забыли - вбрасывая совершенно уже маразматические истории с двойным отравлением.
Продолжение...