25 ноября из акватории Балтийского моря, где почти год назад застопорились и никак не могут возобновиться работы по достройке оставшихся ста километров газопровода «Северный поток-2», пришли новые тревожные известия о том, что из проекта выходит сертификатор - норвежская компания Det Norske Veritas - Germanischer Lloyd (DNV GL). Произошло это из-за опасений американских санкций, новшества в которых разъяснил Госдеп.
«Госдепартамент США опубликовал новое руководство в отношении закона «О защите энергетической безопасности Европы» (PEESA). В соответствии с этим мы считаем, что деятельность DNV GL по инспектированию оснащенных судов, обслуживающих проект «Северный поток-2», подпадает под санкции. Поэтому DNV GL прекратила предоставление услуг, которые могут подпадать под действие PEESA», - заявил представитель компании.
Норвежская компания, напомню, занималась рассмотрением документации и проверкой строительных работ на предмет соответствия стандартам, мониторингом тестирования и подготовки оборудования, которое использовали на судах во время прокладки газопровода. Наконец, эта же фирма должна была выдать сертификат соответствия после полного завершения строительства.
Правда, через пару часов пришли комментарии, заставившие выдохнуть. Оказывается, норвежцы лишь прекращают сертифицировать морские суда, задействованные в строительстве и их оборудования. Сертификации самого газопровода это не касается.
Что же произошло на самом деле? Что такого представителям норвежской компании разъяснили в Госдепе?
На первый взгляд, американские санкции - это очень сложная конструкция, разобраться в которой может только специалист, и едва ли это под силу самим американским законодателям, которые ее создают, постоянно добавляя и расширяя. На самом деле, все гораздо проще.
Есть уже упомянутый закон «О защите энергетической безопасности Европы» (PEESA). Он был принят в декабре прошлого года и вводил ограничения против судов, участвовавших в строительстве газопровода. Как мы помним, сразу после этого из проекта вышла швейцарская компания Allseas, чьи суда «Pioneering Spirit», «Solitaire» и «Audacia» занимались постройкой «Северного потока-2» и считались лучшими в своем классе, едва ли не единственными в мире.
Оказалось, что не единственными. У «Газпрома» были свои: баржа-трубоукладчик «Фортуна» и ранее купленное у китайцев краново-монтажное судно-трубоукладчик «Академик Черский». Однако первая не имела динамической системы позиционирования, а второй находился на другом конце планеты - на Дальнем Востоке, к тому же он не имел необходимого сварочного и монтажного оборудования.
В итоге лишь в начале марта корабль отправился из Находки через Тихий и Индийский океаны к Балтике, где ему еще предстояло завершить ремонт и модернизацию. Уже в мае он прибыл в порт Мукран - логистическую базу «Северного потока-2». Однако достройка даже после проведения необходимой модернизации так и не началась. Не началась она и в августе, когда Дания, в чьих водах осталось проложить недостающий участок, дала добро на участие в укладке труб «Фортуне».
Началам работ все время что-то мешало: то плохая погода, то такие комичные обстоятельства, как нерест трески. Однако специалисты считают, что причины - в целом комплексе проблем, созданных американскими ограничительными мерами. В том числе отсутствием у кораблей возможности необходимой модернизации, а также страхования, без которого они не могут приступить к работам. Ведь поставщики оборудования и страховщики тоже боятся санкций.
Стоп, при чем тут они? Ведь санкции, согласно закону PEESA, вводились против самих судов, даже «Газпром», опасаясь попасть под них, был вынужден перерегистрировать «Черского» на другую фирму.
Дело в том, что в июне в обеих палатах американского конгресса почти синхронно предложили проекты нового закона, разъясняющего предыдущий - «Protecting Europe’s Energy Security Clarification Act of 2020» (PEESCA). Фактически это закон, расширяющий санкции. И если первый касался только судов, укладывающих трубы, то второй - уже компаний, занимающихся их обслуживанием.
Тогда рассматривалось два варианта. Оба они были направлены уже не только против кораблей-укладчиков, но и против тех фирм, кто предоставлял им оборудование и осуществлял модернизацию, кто занимался подготовкой места укладки, рытьем траншей для труб, землеустроительными работами, засыпкой камней, сгибанием и сваркой труб и т. д.
Оба варианта также угрожали санкциям тем, кто страхует корабли. Но более жесткий предполагал еще и санкции против компаний, занимающихся сертификацией судов, а также самого трубопровода, его тестированием и инспекцией.
Последнее особенно напугало немцев, чей государственный регулятор Федеральное сетевое агентство ФРГ (BNetzA), который должен одобрить эксплуатацию «Северного потока-2», также мог угодить под санкции.
Законопроект в итоге был отложен. Зато напомнил о себе другой закон еще от 2017 года «О противодействии противникам США посредством санкций (CAATSA)», в котором появилась новая статья, согласно которой, если Вашингтон увидит угрозу в действиях участников «Северного потока-2», их активы в США заморозят.
Понятно, что трактовать это можно вообще, как угодно.
Американская санкционная машина напоминает паутину, в которой, несмотря на всю внешнюю хаотичность, каждая деталь органично дополняет другую. Так, к примеру, санкции против «Северного потока-2», прописанные в PEESA, дополнительно «прошиты» в оборонном бюджете США. Сделано это для подстраховки, для того, чтобы президент не мог отменить эти санкции своим указом, так как бюджет Пентагона можно будет пересмотреть только через год.
Однако президент и конгресс при этом могут дополнять уже имеющиеся законы. Кроме того, надо понимать, что есть сами законы (те же PEESA или CAATSA), а к нему идут публичные руководства и разъяснения - их, согласно консультациям с экспертами, составляет Госдеп. То есть изначально, когда закон принимается, не всем понятно, как он будет действовать, вот Госдеп и поясняет, это его работа, когда вопросы касаются внешней политики. При этом для того, чтобы внести некую новую «фишку», сам закон и менять не обязательно, в нем просто не прописаны определенные моменты, нет правоприменительной практики, но все это может появиться по ходу дела.
Таким образом, «разъясняющего» закона еще нет, но есть соответствующий инструмент. И хуже всего то, что эти законы имеют фактически «обратное действие», то есть считается, что PEESCA будет сразу после принятия действовать как бы в качестве дополнения к PEESCA - с декабря 2019 года.
А пока он не вступил в силу и вообще не очень понятно, что в итоге там будет, Госдеп занимается «разъяснением», а проще говоря - запугиванием европейцев. В последнее время сплошным потоком идут звонки и письма с угрозами. Помните, как посол США в Германии открыто угрожал немецкому бизнесу?
Продолжение