Имя Летова спустя 11 лет после смерти сотрясает российскую культуру
В Сети новый скандал - вокруг конкурса по присвоению имен великих соотечественников российским аэропортам. В центре скандала - аэропорт Омска.
В шорт-лист победителей не вошло имя лидера "Гражданской обороны" Егора Летова, хотя за него проголосовало большинство интернет-пользователей.
Наверное, в России привычное дело, когда чиновники пытаются сверху организовать какую-то кампанию, но натыкаются на непредсказуемую реакцию общественности снизу. Тут можно вспомнить всякие конкурсы, где по результатам голосования лидировали Ленин и Сталин, но в итоге почему-то опускались в рейтинге. Думаю, это особенности менталитета.
Летов и ГО - это, безусловно, бренд. Как мне кажется, цель этой кампании именно в брендинге. Любому прилетающему в тот или иной город, будет интересно видеть что-то оригинальное, что-то связанное с историей города.
Летов, безусловно, один из символов Омска, один из самых известных омичей современности. Нет, я не умаляю заслуг того же генерала Карбышева или Роберта Рождественского, но все же.
Судя по результатам голосования, так думают многие омичи. Конечно, можно воскликнуть, что голосование в Сети - не показатель, в нем участвует, в основном, молодежь, а ей рок-музыкант ближе, что активная молодежь - это не мнение большинства горожан. Но, а для чего тогда устраивать эти голосования?
Странно, что никто из чиновников пока не додумался объявить, что победа Летова сфальсифицирована. Это хоть приличнее выглядело бы.
Но в Минкульте пошли по более простому пути. Пресс-секретарь ведомства Юрий Бондаренко просто заявил, министерство не собирается прислушиваться к предложению назвать аэропорт в честь Летова, потому что соцсети - "еще не показатель общества".
А что тогда показатель?
"Есть масса достойных людей, подозреваю, их большинство, которые понятия не имеют о существовании соцсетей, и им в голову не приходит туда заглянуть. Их мнение тоже должно быть учтено. Мы живем не в стране соцсетей, а в стране российского народа", - сказал он.
Бондаренко подчеркнул, что в целом Министерство одобряет общественные инициативы, идущие из "народных глубин". По его мнению, это свидетельствует о том, что в стране "жива демократия".
Ага, жива. Только, если мне память не изменяет, демократия - это власть народа, а какой в ней смысл, если народ не может осуществить эту власть? Это не демократия, извините, а дырка от бублика.
Еще дальше пошел шеф Бондаренко - Владимир Мединский. Сначала он проявил вопиющее незнание современной рок-культуры, заявив, что Летов, умерший 11 лет назад, жив.
Тут за шефа вступается Бондаренко. Оказывается, СМИ переврали его слова. Якобы Мединский имел в виду не Летова, а Сергея Шнурова (имя которого также участвовало в конкурсе, но не прошло). Бондаренко привел в Twitter еще одно заявление Мединского, которое появилось намного позже: "И Летов жив, и Ленин жив, и Леннон жив. Цитаты надо давать полностью".
Но это еще не конец истории. Двумя днями спустя глава минкульта назвал маргиналами всех, кто голосовал за Летова.
Он также назвал поведение поклонников "бестолковым хайпом", который делает проект "Великие имена" более популярным.
В Cети министру ответили те самые "маргиналы". В итоге акции за присвоение аэропорту имени Летова уже идут не только в Интернете.
Министр сам дал повод. Зачем нужно было вот так брать и обзывать "маргиналами" целую социальную группу?
Песни ГО слушали далеко не только маргиналы. Хотя… если посмотреть на публику, слушавшую такую музыку в 80-х, когда рок в стране был фактически под запретом, а ГО с ее антисоветской риторикой - и вовсе, музыканты подвергались репрессиям - то да, конечно, маргиналы. Тогда все, кто слушал какую-либо другую музыку, окромя официальной эстрады - были маргиналы. Все, кто носил длинные волосы или серьгу в ухе (вспомните легендарную "Ассу": "Тебя народ кормит-поит. Сволочь! Сволочь! Ненавижу вас! Гады! Гады! Да, я рабочий. Посмотри - вот мои трудовые руки. А?! Не смотришь?! Ты ненавидишь народ! Тебе по фигу народ!") были маргиналами. Все, кто работе, семье, комсомольским и партийным собраниям предпочитал посиделки на кухне с гитарой и портвейном - были маргиналами.
А кем тогда был сам Мединский?
Читаем биографию. Увлекался военной историей, поступил на факультет международной журналистики МГИМО, посещал открытые лекции исторического факультета МГУ. В институте Мединский был отличником и получал Ленинскую стипендию, состоял в комсомольской организации и три лета работал вожатым в пионерском лагере. Входил в Учёный совет МГИМО, занимал пост вице-президента Ассоциации журналистов МГИМО, вступил в партию. В общем, образцовая советская биография. Неформалом не был. Имеет право свысока смотреть на маргиналов.
Правда, с тех пор прошло уже почти 30 лет, и многие из тех, кто в 80-х был неформалом, носил длинные волосы, читал запрещенные самиздатовские журналы, посещал подпольные концерты "маргинальных" групп, сегодня стали уважаемыми людьми в современном российском обществе. Полагаю, в те годы образцовый советский юноша Мединский многим из них руки бы не подал.
Идем дальше, 90-е. Рок вышел из подполья, многие музыканты быстро включились в рынок и начали зарабатывать деньги. Но только не Егор Летов. Он ведь всегда был и будет против. Летов сразу встал на баррикады антиельцинской оппозиции, участвовал во многих акциях прямого действия, призывал к революции, сотрудничал с представителями радикальных партий как правого, так и левого толка, был одним из отцов-основателей ныне запрещенной в России НБП.
Соответственно, менялась и его публика. Оказалось, что среди тех, кто слушал его в 80-х, многие видели в нем прежде всего антисоветчика, а когда тот "переметнулся", сразу разочаровались. Да и вчерашняя молодежь к тому времени повзрослела и социализировалась. Но ей на смену приходило новое поколение.
К этому поколению принадлежал, к примеру, я. Да, мы были панками и маргиналами и не стеснялись этого, напротив - гордились. И Летов для многих был путеводной звездой, и в политическом и метафизическом смысле, и просто как человек и образец для подражания.
Тогда, в 90-е, мы, будучи подростками, играли на гитаре в переходах, чтобы заработать на алкоголь и сигареты. Однажды к нам подошел натуральный "новый русский". Такой классический персонаж в пиджаке и с "голдой" сказал нам, что он бывший панк и попросил сыграть ГО. Подпевал нам весь репертуар, дал сто долларов и укатил на своем "мерине". Сто долларов! Нереальные для нас тогда деньги.
Тогда я подумал, что панков бывших не бывает. А еще о том, что ГО - это больше, чем просто примета времени, это нечто, проходящее через десятилетия, нечто, связывающее поколения. Понимает ли это Мединский? Понимает ли, что он умрет, и о нем через год если кто и вспомнит, то разве что в связи со скандалом с Летовым, а ГО будут слушать еще десятилетия?
Да, я не спорю, что мы были маргиналами в 90-е. Но прошли и они, и уже в "нулевые" появилась новая аудитория Летова. Сам он остепенился, отказался от политики и уже не был таким радикалом. И его слушали уже не подростки, у которых нет денег на пиво, не деклассированные элементы, не маргиналы, а вполне себе социализированные представители среднего класса.
ГО перестала быть последней группой российского андеграунда (именно культовой - мало кто из легенд 80-х добровольно оставался в полуподполье еще 10 лет), ее стали крутить на радио, телевидении, что было бы невозможно в 90-е. Целые концерты стали крутить, и сегодня среди тех, кто составляет целевую аудиторию уже днем с огнем не сыщешь реальных маргиналов, все больше бородатые хипстеры в свитерах и с ноутбуками.
Но Мединский почему-то упорно не хочет признавать, что времена изменились, что использовать обсценную лексику, петь непонятные вещи о метафизике - это уже не маргинальщина. Он все мерит какими-то комсомольскими (в худшем смысле этого слова, конечно) мерками.
Один журналист (кому интересно кто - сами найдете) в комментариях у меня в Facebook охарактеризовал музыку ГО как "сплошное шарлатанство, 50 альбомов дилетантской музыки и текстов в духе "метафизический ёжик экзистенциально *** в г…". Что ж, наверное, такой взгляд тоже имеет право на существование. Не исключено, что так же думает Мединский, хотя упомянутый выше товарищ, в отличие от Мединского, Летова все же слушал.
Можно к Летову по-разному относиться. Но записывать скопом в маргиналы целую когорту людей разного социального положения, профессий, пола, возраста - как минимум, непрофессионально. Повторю, Летов, каким бы он ни был, остается частью российской культуры и истории, игнорировать которую неправильно и постыдно.
Кстати, сам Летов, полагаю, пришел бы в ужас от идеи назвать в честь себя аэропорт. Он вообще не гнался за славой и чем-то материальным, несмотря на то, что прилично зарабатывал на своей музыке в последние годы. Он вообще жил в своем мире, в котором не было места "хайпу" вокруг его имени. И больше родного Омска он любил Новосибирск - город своей юности, где он встретил Янку Дягилеву, Ревякина и многих других, кто стал тем пластом неповторимого русского явления под названием "сибирский рок", который сегодня на Западе многим известен не меньше, чем матрешка и балалайка.
Но тут уж вопрос принципа. Лично мне все равно, буде ли аэропорт Омска назван в честь Летова. Но мне хотелось бы, чтобы чиновники у нас в кои-то веки научились прислушиваться к общественному мнению и осознали, что когда такое количество людей начинает высказывать возмущение, то они никакие не маргиналы, а маргиналы - как раз те, кто их таковыми называет.
http://ren.tv/blog/361844