Реджеп Тайип Эрдоган, по информации издания Hurriyet Daily News, отказался от своих слов касательно главной цели проводимой Турецкой Республикой в Сирии операции «Щит Евфрата». В новом заявлении нет ни намека на свержение правительства Башара Асада, как это было обозначено Эрдоганом еще 29 ноября. Сейчас «Щит» реализуется исключительно ради «подавления деятельности террористических организаций».
Не исключено, что «смена приоритетов» у Эрдогана объясняется тем, что Кремль жестко призвал его к ответу за слова. По словам пресс-секретаря президентской администрации Дмитрия Пескова, российское понимание ситуации резко расходится с высказыванием турецкого лидера от 29 ноября, тем более что ранее Турция придерживалась иной точки зрения, более понятной и близкой Кремлю.
Операция «Щит Евфрата» проводится турецкой стороной с 24 августа, совместно с силами оппозиционной Сирийской свободной армии (ССА). Согласно заявлениям турецкого правительства, изначально операция была нацелена на разгром боевиков «Исламского государства»* (ИГИЛ) и курдского ополчения, в результате чего турецко-сирийские приграничные регионы должны были превратиться в безопасные зоны.
На эту тему корреспонденту "Петрогазеты" интервью дал политолог, руководитель Центра геополитических исследований Института инновационного развития Дмитрий Родионов.
- Что происходит с Реджепом Эрдоганом? Сколько он пеплом голову посыпал, чтобы вернуть расположение Путина после известного инцидента с российским бомбардировщиком... А теперь заставляет Москву нервничать своими противоречивыми заявлениями: то он начинает военную операцию против режима Асада, то против террористов. «Султан» невменяем?
- Чем руководствуется Эрдоган - ясно, как Божий день: стремлением создать «подушку безопасности» на своей границе. И эта задача уже практически выполнена, так что то, чем он занимается сегодня - это банальное желание закрепить свой успех и урвать с него кусок побольше. Очевидно же, что сейчас идет раздел Сирии на сферы влияния, сопровождаемый при этом ожесточенным торгом, и Эрдоган не хочет оказаться в конце очереди - отсюда и его бравада насчет свержения Башара Асада.
Однако столь же очевидно, что параллельно Турция подает сигнал Евросоюзу, практически закрывшим двери перед ее носом: «Ребята, я свой, я здесь!». Вот чем объясняются на первый взгляд необъяснимые его метания: то надоело нам обеспечивать безопасность Европы, то вот напустим на вас три миллиона беженцев (хотя ежику понятно, что, кроме как через Турцию, ни один беженец в Европу попасть не может, а что станется с самой Турцией после подобного «транзита» - еще большой вопрос).
В общем, налицо самый обыкновенный, но отчаянный торг, причем со всеми сразу. И ни о каком свержении Асада речи не идет, ведь Эрдоган - далеко не глупый человек и уж совсем не самоубийца. Из НАТО Турция выходить совершенно не намерена, но при этом она намерена поучить от членства в нем максимум преференций. Что касается Евросоюза, то, хотя Турции в нем, похоже, не бывать, но и он тоже должен раскошелиться в пользу Турции. Да и Штаты, по этому же замыслу, должны проникнуться чувством вины за невыдачу турецкой стороне организатора государственного переворота Гюлена. Впрочем, торг идет без особого успеха. Европа, например, отказалась от него достаточно безапелляционно - даже Ангела Меркель, самый последовательный лоббист «миграционной сделки», достаточно ясно дала понять турецкой стороне, что разговор на эту тему окончен.
В общем, режим Асада и сам Асад могут спать спокойно. В конце концов, этот режим пытаются свергнуть уже без малого 5 лет - и Катар, и Саудовская Аравия, и США, и тот же ИГИЛ - и все без особого успеха. А уж свергать его сейчас, когда на его стороне выступают и Москва, и Тегеран, небезопасно вдвойне. Так что вероятность его свержения гораздо ниже, чем, например, даже год назад.
А тут еще и в Штатах сменился президент, и какова будет его позиция по данному вопросу - вообще неизвестно. Более чем вероятно, что вопрос об уходе Башара Асада с поста главы Сирии окончательно снят с повестки дня - об этом, например, открытым текстом заявил недавно Дональд Трамп. Европа тоже вряд ли будет долго транслировать «старую запись». Так что максимум, что в данной ситуации может измениться - так это повторное поднятие вопроса о проведении в Сирии досрочных выборов, но никак не более.
- Полтора месяца назад Москва и Анкара заключили соглашение по строительству газопровода «Турецкий поток». Пока у власти Эрдоган, насколько вообще целесообразно России вкладываться в этот проект?
- А почему бы и нет? Вкладывалась же Россия в свое время в «Южный поток», и, хотя Владимир Путин заявил о закрытии этого проекта, полностью исключить возможность его открытия нельзя.
Точно так же, например, не закрыт вопрос с «Северным потоком». Конечно, Европе хочется получать дешевое и качественное топливо с максимальными удобствами, хотя и хочется при этом соблюсти приличия в отношении «молодой украинской демократии». Поэтому, что бы там Европа себе ни думала, как бы она ни впрягалась за Украину, но единства мнений по данному вопросу в ней не было и нет. Даже Германия, опять же, самый последовательный лоббист Украины, стоит первой в очереди на «нитку» от «Северного потока».
В общем, пока на Западе нет единого мнения по данному вопросу, ни на одном из «потоков» не стоит ставить крест. России следует развивать все эти направления, попутно отслеживая международную ситуацию и, в зависимости от ее динамики, уменьшая или увеличивая подачу газа. Единственное, на чем поставить крест следует однозначно - на транзите газа через Украину.
http://petrogazeta.ru/article/2075/