Сегодня мы отправимся в Эквен - древнейшее поселение чукотских эскимосов. Поселения давно нет, но сохранились остатки загадочной древней цивилизации. Сегодня, не зная, что это, можно запросто пройти мимо, не обратив внимания. Эквен большую часть года скрыт под слоем снега, к тому же ветра и морской прилив постепенно размывают то, что осталось от поселения. Кроме того, все, что представляет хоть какой-то интерес для науки, разрыто и вывезено в музеи Москвы, Ленинграда и Анадыря еще в советское время. Но кое-что увидеть нам удалось...
Эквен (эск. - «Мыс «Большая землянка») - поселение каменного века древних эскимосов приблизительно в 30 км от Уэлена, рядом с мысом Верблюжьим (он же Сфинкс). Эквен - буквально место паломничества советских археологов археологов Государственного музея Востока. Эквенская культура является наиболее ранней из целой серии мощных неолитических культур - оквика, ипиутака, бирнирка, пунука, сформировавшихся в районе Берингова пролива около двух тысяч лет назад.
В Эквене сохранилось не менее тридцати полуподземных жилищ. Оставленные людьми сотни лет назад, они внешне напоминают степные курганы. Море, уровень которого здесь постоянно повышается, безжалостно разрушает древнее поселение, и из береговых откосов выступают большие сланцевые плиты - пол эквенских жилищ, гигантские черепа и челюстные кости гренландских китов - опоры бывшей кровли и перекрытия в домах морских зверобоев древней Чукотки…
В трехстах метрах от берега, на двух холмах - Западном и Восточном - находится Эквенский могильник. Сколько здесь погребений, не знает никто. Достаточно уверенно можно говорить лишь о том, что захоронений в Эквене не менее пятисот, что датируются они главным образом I тысячелетием до новой эры - I тысячелетием новой эры и что наиболее древние погребальные комплексы расположены на Западном холме.
Среди находок было множество разнообразных орудий труда из дерева и камня, сосуды из китового уса, наконечники гарпунов и стрел, украшения, амулеты, обереги из моржового клыка и оленьего рога. Но нередко мы находили вещи, назначение которых оставалось для нас тайной. С середины девяностых годов, когда экспедиция стала вести раскопки жилищ, таких находок стало очень много, - пишет Михаил Бронштейн в статье
"Чукотские Микены".
Чем больше мы работали, накапливая новые данные, тем чаще возникала мысль, что археологические исследования в прибрежных районах Чукотки - не просто изучение экзотичных арктических культур, но соприкосновение с неизвестной доселе древней цивилизацией...
Далекие предки эскимосов появились на стыке Азии и Америки, по всей вероятности, в III тысячелетии до новой эры. Они пришли сюда из более южных районов Северной Пацифики, там, на берегах Охотского и Японского морей, протоэскимосы уже охотились на морских млекопитающих. По мере продвижения на север приморская ориентация их культуры приобретала все более важное значение: только она открывала возможность первобытным охотникам освоить не заселенные ранее земли - побережья полярных морей. Здесь, на каменистых, лишенных древесной растительности, продуваемых всеми ветрами берегах, в зоне арктических пустынь лишь промысел морских млекопитающих мог дать человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, жилье, топливо, транспорт. Главным продуктом питания древних эскимосов становится мясо морских животных. Из нерпичьих шкур они шьют не пропускавшие воду одежду и обувь. Из шкур моржей изготавливают лодки, в том числе юркие, непотопляемые каяки. А кости китов служат прекрасным, можно сказать, вечным строительным материалом при возведении жилищ, что мы и обнаружили при наших раскопках. Для освещения же и обогрева домов использовался жир все тех же животных моря.
Но как бы ни были оригинальны эти изобретения, жизнь в Арктике оставалась невероятно трудной. Судя по данным палеоантропологов, эквенцы часто болели из-за колоссальных физических перегрузок, из-за долгого пребывания в холодной воде. Многие умирали совсем молодыми. В этих условиях, чтобы выжить, нужно было создать нечто большее, чем голые технологии. И они создали. Духовные ценности и определенные социальные ориентиры помогали людям максимально мобилизовать свои физические силы, интеллект, волю, сконцентрировать жизненную энергию и победить холод, пургу, полярную ночь.
В культуре эскимосов Берингова пролива рубежа нашей эры стратегия выживания была особой. В ее основе был постоянный поиск нового: новых типов охотничьего вооружения и орудий труда, новых способов охоты и художественных образов, новых социальных норм. Я думаю, что заметная роль личности в жизни древнеэскимосского социума, как, вероятно, и не столь уж частая в первобытное время способность древних охотников жить в мире друг с другом, тоже была результатом поиска - эксперимента в сфере социальных отношений.
Такая активность привела к тому, что на стыке Азии и Америки сложился даже не один, а несколько типов древнеэскимосской культурной традиции - сначала древнеберингоморская, оквикская, ипиутакская, а немногим позднее, в первой половине I тысячелетия новой эры, бирниркская и пунукская археологические культуры. Люди тесно сотрудничали друг с другом, обменивались опытом, знаниями. И таким образом у древних зверобоев формировалась во многом единая, гибкая, многогранная культура, обладавшая большим запасом прочности, вполне способная противостоять суровому климату арктических широт.
Собственно, именно это и обусловило появление в Беринговом проливе «полярной цивилизации».
Возникнув более двух тысяч лет назад, достигнув расцвета в начале I тысячелетия новой эры, оказав заметное влияние на развитие различных сообществ морских арктических зверобоев далеко за пределами Берингова пролива, «полярная цивилизация» стала в VIII -X веках новой эры клониться к упадку. Эквенские находки дают возможность увидеть, как постепенно она утрачивает присущий ей изначально поисковый характер. Нивелируются субкультурные различия, исчезает былое многообразие гарпунных наконечников и «крылатых предметов», в скульптуре утверждаются лаконичные, условные образы, из орнаментальных узоров уходят десятки изящных, сложных по конфигурации мотивов. Возможно, это был достаточно закономерный процесс трансформации пробных форм в устоявшиеся, более практичные и простые, но факт остается фактом: на смену творчеству, эксперименту, риску приходят стагнация, шаблон, отказ от поиска не известных ранее решений.
И последствия этих перемен сказались достаточно быстро. Около пятисот лет назад арктический климат в очередной раз изменился, стал еще более жестким, и «цивилизация Берингова пролива» не смогла приспособиться к новой экологической ситуации. Социум выжил, но платить за это пришлось сполна: на побережьях Чукотки и Аляски утвердилась другая традиция. Ее носители тоже были искусными охотниками, бесстрашными мореходами, талантливыми резчиками по кости, тем не менее их культура уже никогда не смогла подняться на тот уровень, что был достигнут морскими арктическими зверобоями рубежа нашей эры.
Сейчас море беспощадно уничтожает Эквен...
Еще
интересное об исследованиях Эквена в журнале "Наука и жизнь".
Кроме того, о последних археологических экспедициях в те места можно подробно почитать у
cbep4yk Продолжение следует...