Абхазия озерная. Ч.3.

Aug 06, 2014 16:38

Продолжение. Начало тут:

На следующий день предстоял поход на озеро Чхо (или Чхы). Памятуя о том, что погода в горах изменчива, и что послеобеденный дождь в этих местах - нормальное явление, решили пойти пораньше, чтобы успеть до обеда, а после попробовать добраться до Аджарских озер. Однако встал в пять утра только я. Антон пожелал мне удачи и пошел спать дальше. Таким образом покорять Чхо я отправился один.

Сначала мне предстоял повторный подъем на перевал - 10 км по убитой дороге вверх. На сей раз, правда, без рюкзака.Что, впрочем, путь мой не сильно облегчило по причине того, что я сильно стер ноги - буквально до мяса. Все-таки два дня ходить босиком в кроссовках, полных воды - это не хухры-мухры. О том, что ноги стираются, я, осел, как-то подзабыл, и не взял с собой ничего для предотвращения этой неприятности. Сильную натертость обнаружил только где-то на середине пути, равно как и то, что не взял собой даже пластырь, а главное - дождевик. Ну, с дождевиком я резонно рассчитывал успеть до обеда, минуя дождь (о, как я ошибался). С пластырем я тоже сглупил жутко, но возвращаться назад, когда пол-пути уже позади было влом. Есть у меня одна нехорошая черта: я упертый, как баран: если решил что-то, непременно сделаю это, хоть даже и на окровавленных ногах. Пусть я потом буду лежать неделю, но до озера дойду, даже если придется ползти.

Утренний туман над пансионатом:

Как назло, снова пришлось идти пешком всю дорогу, что неудивительно, учитывая, что первые группы туристов на перевал начинают подниматься с Рицы только после полудня. Лишь в самом конце пути меня подобрал хозяин пансионата, следовавший на перевал проведать туристов, которые остались на ночь там. По его словам, они тоже собирались на Чхо, и он порекомендовал мне не ходить одному, а присоединиться к ним. Однако, когда мы подъехали к их лагерю, выяснилось, что они еще спят и начнут выдвигаться куда-либо часа через два. Такой роскоши, как лишние два часа у меня не было, и я потопал один. Пройдя мимо балагана, где в такое время не было даже горячего чая с пирожками, я потопал в горы от указателя на озеро. К слову это был единственный указатель на всем пути. Далее тропа была хорошо маркирована, в том числе традиционными для этих мест красными стрелками. Они-то и сыграли со мной впоследствии злую шутку, но обо всем поподробнее.

Погода вначале была чудесная:

Но вскоре набежали облака:

Кстати, озеро находится именно здесь, за этим хребтом. Знать бы заранее...

И водопады эти вытекают из озера. Но тогда я всего этого не знал...

В одном месте обнаружилась развилка. Интуиция подсказывала мне, что идти надо направо, траверсом по горе. Но в этом направлении тропа терялась в высоких зарослях травы. Зато налево тропа была хорошо утоптанная, каменистая, со следами лошадиных копыт, но главное - с красными стрелками. В общем эти стрелки меня и смутили. Я послушался голоса разума, а не интуиции, о чем впоследствии пожалел...

Итак вместо того, чтобы подниматься на хребет, что на фотках выше (за которым и притаилось озеро), я поперся в его обход, не понимая точно, куда мне идти, но следуя красным стрелкам.

Тропа, как я уже сказал, была хорошая, каменистая, периодически перерезаемая ручьями. По ним я уже шел без опаски - ноги то были насквозь... Несколько раз интуиция просто вопила, что надо сворачивать, что иду я не туда. Однако всякий раз, когда я об этом думал, появлялись красные стрелки, и я продолжал идти в полной уверенности, что красные стрелки врать не могут.

Преодолев несколько небольших плато, взбираясь на новые возвышенности, я обнаружил себя на вершине, под которой была полянка с пастушьим балаганом. В балагане было всего двое пастухов (пожилой и молодой), лошадь, собака и два теленка. Пожилой пастух удивился, увидев меня, узнав, что я иду на озеро, удивился еще больше, объяснив мне, что озеро совсем в другой стороне, а красные стрелки они нарисовали сами для себя. Попытавшись сначала отговорить меня идти на озеро в одиночку, пастух направил меня обратно на вершину, сказав, что вскоре догонит меня на лошади, так как сам собирается на перевал.

Догнал довольно быстро и перегнал. Я с трудом успевал прыгать по камням вслед за ним, еще раз изумляясь способности лошади передвигаться по такой местности на четырех ногах на приличной скорости. Пастух остановил меня у той самой развилки, указал мне на водопады и сказал, что озеро находится в чаше чуть выше, указал на заросшую разнотравьем тропу и сказал, что это самый быстрый способ добраться до озера. Тут мы расстались.

Идти мне надо было действительно быстро, учитывая, что я потерял драгоценные два часа. Впрочем, тому, кто сказал, что идти до озера от перевала сорок минут, нужно оторвать язык. Один только подъем от развилки занял час. Быстро идти никак не получалось: тропа была узкая, и в любой момент можно было оступиться и скатиться вниз по склону метров 200-300, а трава была еще и мокрая. Хвататься не за что - только рододендроны и колючки, которые и без того затрудняли движение, цепляясь за ноги. Однако вскоре началась тундровая зона, и под ногами пошел голый камень. То и дело приходилось преодолевать многочисленные ручьи и те самые водопады, что вытекали из озера. Это был большой плюс, кстати - не нужно было таскать с собой питьевую воду. Туман вокруг усиливался. В чашу, где должно было быть озеро, туман буквально вливался.

Водопадов почти не видно:

Правда, он также быстро рассеивался, как и наползал:

Когда я уже окончательно замучился прыгать по камням на стертых ногах, случилась еще одна неприятность - у одного кроссовка начала отваливаться подошва - мне грозила перспектива остаться босым. Другой человек на моем месте, наверное, повернул бы обратно, но разве мог я это сделать, когда озеро было уже совсем рядом?

И вот я дошел до него. Оно действительно прекрасно!

Конечно, туман не дал насладиться его красотой в полной мере. Как я уже писал, облако то вползало в чашу, то покидало ее. Но все же можно было увидеть снега у кромки воды почти голубого цвета. И сама вода прозрачна настолько, что видно дно на несколько метров от берега. Сразу захотелось искупаться, тем более, что тут никто из сотрудников заповедника этому не воспрепятствовал бы. Но смутила перспектива потом вновь карабкаться по камням с почти отвалившимся кроссовком. Да и температура воды оптимизма не вызывала.

Туман немного рассеялся:

Эх, как было бы здорово скатиться по этой горке на санках:

Хорошо было бы остаться тут подольше, но нужно было бежать домой, причем, практически в прямом смысле. Из-за разорванной подошвы пройти путь вниз быстро не получилось, путь до развилки снова занял почти час. А когда я подходил к перевалу начался проливной дождь, последние 500 метров до балагана я бежал, распихивая пасущихся вокруг коров и лошадей, чтобы успеть под крышу. Выпил чаю, съел пирожок. Посочувствовал туристам, приехавшим, должно быть, на семь озер, но не увидевших даже видов с перевала - он был весь в тумане, не видно было дальше собственного носа. Дождь заметно ослаб, и надо было идти вниз. Тем более, что я обещал вернуться в 12, а было уже три. Впрочем, торопиться мне было уже некуда - я понимал, что по такой погоде походы на сегодня окончены.

Как вскоре выяснилось, окончены они были не только на сегодня. Мало того,что у меня почти отвалилась подошва, а ноги были стерты до крови. На пол-пути меня застал новый ливень, укрыться от которого было уже негде, и не одна сволочь, проезжающая мимо не подобрала. Простояв час под деревьями и осознав, что дождь в скором времени не кончится, а терять мне уже нечего, я потопал дальше. По закону подлости меня снова подобрали только в самом конце пути и снова хозяин турбазы. В лагере обнаружилось, что с утра, собираясь впопыхах, я выставил рюкзак из палатки, да так и оставил его на улице, и он промок насквозь. Иными словами, учитывая, что а) я в любой момент мог остаться без обуви,б) у меня были стерты ноги до такой степени, что я буквально хромал, и это уже нельзя было излечить никакими бинтами в) у меня не было вообще ни одной сухой шмотки - было решено сушиться у костра до утра, а утром отправиться вниз. Благо чача, вино, сыр и мясо были в наличии.../lj-cut>